Ефим Пивовар: "Гуманитарное измерение евразийской интеграции - важнейшая скрепа"
Читать на сайте Вестник КавказаСегодня в Российском государственном гуманитарном университете при поддержке фонда "История Отечества" прошла международная научная конференция "Гуманитарное измерение евразийской интеграции: история и перспективы". Накануне форума его модератор, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, президент РГГУ, директор Института постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ Ефим Пивовар рассказал "Вестнику Кавказа" об интеграции в гуманитарной сфере.
- Как бы вы охарактеризовали гуманитарное измерение евразийский интеграции?
- Самому процессу евразийской интеграции скоро исполнится 30 лет. Но в Российском государственном гуманитарном университете для нас важна именно эта составляющая как одно из важнейших измерений всего процесса. Мы готовим научную конференцию, которая так и будет называться ”Гуманитарное измерение евразийской интеграции. Настоящее состояние и перспективы”. Надеемся, что этот проект будет постоянно действующим, и мы будем ежегодно такие форумы проводить в конце года.
Гуманитарное изменение - очень широкий спектр деятельности: образовательная интеграция; интеграция СМИ, русскоязычных или СМИ стран, которые в этом интеграционном процессе участвуют; культурная интеграция - у нас регулярно проходят форумы научной и культурной интеллигенции. Науки развиваются в наших странах очень динамично, а процессы интеграции дают синергетический эффект. Это ведет к развитию науки, независимо о какой области знаний мы говорим.
Реализуются гуманитарно-научные проекты, которые направлены на воспитание подрастающего поколения. Идут и религиозные интеграционные процессы. Надо признать, что на просторах СНГ развиваются различные процессы в области духовной жизни. Есть и серьезные катаклизмы, как на Украине, порожденные не конфликтами между верующими, а конфликтами лидеров тех или иных религиозных организаций, которые политизировали свою деятельность в угоду тем или иным политическим силам. Есть и позитивные процессы. Допустим, если взять Азербайджан, то там конфессиональное сотрудничество представлено очень широко. Это является одним из удачных примеров взаимодействия разных конфессий, разных общин в рамках одной страны. То же самое можно сказать о Казахстане, о Молдове, где есть позитивные примеры взаимодействия представителей разных конфессий или в рамках одной конфессии. Все это требует пристального внимания, анализа и изучения в рамках форумов, научных конференций и так далее.
- Как развиваются научные интеграционные процессы в области исторического знания?
- В канун 75-летия Победы крайне важно объединение усилий ученых, экспертов образовательного сообщества, политических сил стран, которые участвуют в евразийских интеграционных процессах, по достойному проведению памятных дней, которые нам предстоят в 2020 году. Это чрезвычайно важно и для морально-политического настроя в этих странах, и для образовательной практики, и для оценки того вклада, который внесли все народы наши в общую Победу и спасение человечества от коричневой чумы. Это необходимо передать следующим поколениям, которые должны получить эту информацию от нас и от тех, кто были живыми участниками тех событий, тех, кто родились сразу после этих событий.
Мы издаем несколько пособий для учеников, учителей, для студентов педвузов, посвященные этой дате. Одно из пособий мы готовим с белорусскими коллегами. Надеюсь, в начале следующего года будет представлена его финальная версия. Другое пособие мы готовим с узбекскими историками. Планируем такую же работу с киргизскими коллегами. Это одна из тем интеграционных усилий наших сообществ. Конечно, в этом процессе еще многое предстоит сделать: и в открытии документов, и в трактовках тех или иных событий. Тем не менее важно этим все время заниматься и не упускать из виду важность такой деятельности.
- Как в рамках интеграционных процессов на евразийском пространстве развивается образовательная практика?
- Переход на Болонскую систему, создание условий для изменения учебных планов, стандартов, в том числе образовательных, профессиональных, уровневой системы образования - много проблем, решение которых было общим для всех наших стран. Теперь уже есть опыт, и им необходимо делиться, необходимо его перенимать в условиях, когда все образовательные системы наших стран открыты внешнему миру, открыты не только друг другу, но и другим образовательным практикам, будь то в Европе, будь то в Азии, будь то в Америке и так далее.
Не менее важный для анализа интерес представляет состояние научного знания наших стран, и гуманитарного в частности, в условиях новых вызовов, которые сейчас стоят перед миром. Мы находимся в условиях цифровой революции. Как эта революция влияет и на образовательную практику, и на научную деятельность, и на результаты наших усилий, будь то историков, социологов, политологов, этнологов? Больше данные и вообще цифровизация экономики приводят к совершенно новому ландшафту - и образовательному, и научному. Нужно общими усилиями преодолевать препятствия, в том числе поколенческие препятствия. Тут важны и психологические исследования, причем психологические исследования детства и преклонного возраста. Эти задачи требуют общих усилий, обмена опытом, обмена практиками.
Для гуманитариев особенно важно познание друг друга. За эти годы многое в истории, в культуре, в истории культуры наших социумов выявлено и представлено общественности. Все это должно быть известно не только в рамках одного социума, но и в рамках всего Содружества. Это усилит интеграционные процессы. Чем больше мы будем знать друг о друге, тем больше будет скреп, которые позволяют понимать друг друга и усиливать наши возможности. Вот почему конференция, о который мы говорили в начале интервью, как первый шаг в этой деятельности крайне важна. Надеюсь, что это будет только началом, поскольку гуманитарное измерение евразийской интеграции - важнейшая скрепа, которая позволяет быть уверенным в том, что интеграция будет поступательно развиваться.