Страны Центральной Азии сделали первый шаг к объединению

Читать на сайте Вестник Кавказа

В Бишкеке в следующем году пройдет третья консультационная встреча президентов центральноазиатских стран. Договоренность об этом была достигнута в Ташкенте по итогам второй консультационной встречи, в которой приняли участие главы Узбекистана – Шавкат Мизиеев, Киргизии – Сооронбай Жээнбеков, Таджикистана – Эмомали Рахмон, Туркменистана – Гурбангулы Бердымухамедов и первый президент Казахстана, елбасы Нурсултан Назарбаев. Также была подписана Декларация по многостороннему сотрудничеству.

Сенсаций на центральноазиатском саммите не произошло. Впрочем, их никто и не ждал. Это была вторая встреча глав государств Центральной Азии. Первая же состоялась почти полтора десятка лет назад. Для региональной политики - огромный разрыв. Все эти годы страны региона успешно отдалялись друг от друга. Сегодня главы государств делают первые шаги к объединению. Обиды, недоверие, недопонимание внутренние конфликты, иногда прорывавшиеся наружу, привели к тому, что проблемы региона не решались.

Сегодня регион вступил в такой этап развития, когда каждая из стран, в той или иной мере решив свои первоначальные задачи формирования государства, строительства нации, приступает к объединению. Произошел качественный перелом. Во многом стало понятно, что в одиночку накопившиеся проблемы в торговле, водно-энергетической, транспортно-коммуникационной, гуманитарной и образовательной сферах не решить. Нужно объединять усилия. Встречи в Ташкенте прошли под знаком объединения, а объединять усилия можно только том случае, когда ведется постоянный диалог. Выступления всех пяти глав делегаций были созвучны. Был оглашен один и тот же набор угроз и вызовов, на которые нужно искать ответы.

Президент Таджикистана привел страшные цифры: из 13 тысяч ледников, расположенных в горах его страны, к настоящему времени исчезла тысяча. И это в то время, как на территории Таджикистана формируется до 60% водных ресурсов Центральной Азии.

Тему продолжил глава Киргизии Сооронбай Жээнбеков: "Резкое сокращение ледников в Кыргызстане будет иметь социальные, экономические и экологические последствия для всего региона. Предлагаю объединить наши усилия по разработке и внедрению в Центральной Азии взаимовыгодных механизмов компенсации за накопление водных ресурсов. Мы рассчитываем, что затраты на накопление, хранение, управление и доставку воды будут соответствующим образом возмещаться". 

Туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедова призвал страны Центральной Азии активнее вовлекать Афганистан в региональные проекты. Хотя бы ради стабильности всего региона.

С рядом инициатив выступил елбасы Нурсултан Назарбаев. Он, в частности, предложил заключить "Договор о добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке" в пятистороннем формате. Провести в следующем году встречу секретарей Советов безопасности стран Центральной Азии. Назарбаев также призвал правительства стран-участниц встречи обратить внимание на проблемы, связанные с высокой динамикой демографического развития. Создать "безбарьерную" Центральную Азию за счет снятия препятствий для перемещения товаров, услуг и капитала. Помимо прочего, елбасы предложил всем главам государств учредить 15 марта новый праздник - День Центральной Азии.

Хозяин встречи, президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев он обратил внимание на то, что у глав государств единое видение на решение проблем и развитие сотрудничества, и выдвинул ряд других инициатив. В частности, Мирзиеев предложил организовать Инвестиционный форум стран Центральной Азии в Ташкенте, проводить ежегодные встречи руководителей Торгово-промышленных палат.

Следующее важное направление, которое отметил Мирзиеев, это укрепление транспортной взаимосвязанности и раскрытие транзитного потенциала региона. На встрече отмечалось, что транспортная система Центральной Азии должна, прежде всего, обеспечивать слаженные коммуникации внутри региона, а также эффективно обслуживать возрастающие транзитные потоки с использованием создаваемой современной инфраструктуры. Судя по всему, подвисший вопрос строительства железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан уже в ближайшее время будет решен положительно.

Президенты договорились о создании регионального Совета по транспортным коммуникациям, согласовании программы и Соглашения по совместному развитию транспортной системы в Центральной Азии.

Еще одно направление – расширение сотрудничества в энергетической сфере с учетом долгосрочных интересов центральноазиатского региона.

В числе наиболее перспективных сфер – реализация огромного туристического потенциала стран. Мирзиеев отметил необходимость формирования единого, узнаваемого туристического бренда Центральной Азии с привлекательными общерегиональными туристическими продуктами.

Но совсем без сюрпризов не обошлось. До Ташкента не доехал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Накануне он побывал с официальным визитом в Киргизии, где принял участие в заседании ОДКБ. В Узбекистан вместо него прибыл Назарбаев. Это создало некоторую неопределенность – четыре президента и один бывший, или реальный правитель. Во избежание казусов в будущем, Назарбаеву был присвоен статус Почетного председателя консультативной встречи глав государств Центральной Азии.

Саммит не ознаменовалась подписанием стратегических документов. Президенты ограничились подписанием Декларации и договорились о регулярных встречах. Для начала раз в год. О том, что было приято и почему это не бесполезно, "Вестнику Кавказа" рассказал директор Центра исследовательских инициатив Man’o Бахтиер Эргашев.

- О чем идет речь в декларации?

- Лидеры стран Центральнаой Азии зафиксировали, что этот формат важен и нужен. Киргизия станет следующей страной, которая будет принимать саммит. Принят регламент этих встреч: участие будут принимать только президенты. По этому регламенту будут готовиться конкретные предложения на каждую встречу. Переход на новый уровень произойдет тогда, когда будут обсуждаться реальные проекты и ход их реализации. К следующей Консультативной встрече министры иностранных дел и экспертные группы подготовят дорожные карты реализации проектов по самым важным направлениям. Речь о водно-энергетических, транспортно-коммуникационных, торговых, гуманитарных, образовательных вопросах, а также промышленной кооперации. Президенты будут следить за выполнением этих работ. Разработчиками и исполнителями будут правительства стран региона. Сами эти встречи получат практическую наполненность, станут более прагматичными.

- Будут ли создаваться наднациональные органы?

- Об этом говорить пока рано. Мы создавали различные организации и союзы, при которых были постоянные секретариаты. Мы даже создали единый Центральноазиатский банк. Но это было забегание вперед. Тогда страны только становились на ноги и не были готовы к интеграции. Нынешний формат совершенно другой. Он более медленный, не дает быстрых результатов, да мы и не слышим стратегических заявлений, не видим глобальных программ до 2030-2050 годов. Но сегодня больше шансов на то, чтобы создать более эффективные проекты, чем те, которые создавались с большой помпой в начале 2000 годов. Нынешний формат учитывает негативный опыт прошлых лет".

- Мировые игроки, присутствующие в регионе, внимательно наблюдают за новой центральноазиатской инициативой. Саммит прошел без их участия. Не вызовет ли это каких-то подозрений?

- Президент Мирзиеев в выступлении на расширенном заседании обратил внимание, что инициатива не направлена против кого-то. Часть стран региона входит в ЕАЭС - Казахстан, Киргизия. Другие – нет. Нет такой возможности, чтобы все центральноазиатские лидеры общались на этой площадке. Равно как в формате организации "Тюрксой", куда не входит Таджикистан. Тоже самое ШОС – в этот альянс не входит Туркменистан. Есть площадка СНГ, но это очень большая структура и обсуждать региональные центральноазиатские вопросы интересно не всем. Нужен свой формат. И этот формат найден. Тем более было твердо заявлено, что речь не идет о создании организации с наднациональными структурами, нет претензий на интеграцию, а только консультативные встречи. И сделано это не в последнюю очередь с учетом тех подозрений, которые есть вне региона в отношении встреч лидеров "центральноазиатской пятерки".

- Будет ли зависеть судьба консультативной встречи от возможной смены лидеров стран региона? Например, в будущем году в Таджикистане должны пройти президентские выборы. Или, например, в Киргизии неожиданно произойдет очередная революция.

- В силу того, что молодые государства и политические системы подвержены бифуркациям, такие риски существуют. Но, в совместном заявлении отмечается, что речь идет о встречах президентов. Поэтому, какие бы изменения не произошли, они не должны затрагивать этот формат. Не имеет значения новый президент или старый, поменялся он или нет, формат обязателен именно для президентов стран. Участие во встречах будет важным и нужным для любого из них, поскольку это важно для устойчивого будущего центральноазиатского  региона.