НАТО – "дело тонкое", пусть и с видимыми "белыми нитками"
Читать на сайте Вестник КавказаСтартующий сегодня в Лондоне двухдневный саммит лидеров стран НАТО обещает стать едва ли не самым скандальным в истории альянса. Блок, переживающий серьезный кризис, конечно, не развалится, но накопившиеся друг к другу претензии могут поставить крест на еще даже не начавшейся реформе организации, на чем, в частности, настаивают европейские лидеры – Германия и Франция.
Суть предложения Парижа и Берлина можно истолковать, как создание "элитного клуба" внутри самого Североатлантического блока "для обсуждения реформы альянса и тревог в отношении его будущего". За этим, возможно, скрыто желание подчинить новых и очень крикливых членов альянса и оставить за собой решение по принятию жизненно важных вопросов.
Если это предположение верно, то может статься, что попытка Эммануэля Макрона и Ангелы Меркель вдохнуть новую жизнь в НАТО, обернется противоположным результатом – для альянса это может оказаться не кислородом, а куда менее полезным для жизнедеятельности газом. Представить, что, например, и без того строптивая Турция или горделивая Польша окажутся готовыми беспрекословно "маршировать" под чей-то бравурный марш очень трудно. Да еще при том, что анонсируется: лидеры 29 государств-членов на саммите в Лондоне попытаются продемонстрировать единство.
Поэтому, не исключено, что инициатива Париж-Берлин может быть отложена на некоторое время или облачена в форму, которая устроит всех участников альянса. Но, похоже никуда не деться от обсуждения линии США. Европа пошла на требования Вашингтона – финансирование НАТО перераспределено так, как в целом хотела Америка – доля финансирования США снижена.
Но сами США обострили вопрос о единстве, на свое усмотрение выведя свои войска из Сирии. Именно тогда прозвучало скандальное заявление президента Макрона о "смерти мозга" НАТО, едкая ответная отповедь Вашингтона, а потом и предложение турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана самому Макрону проверить свою голову. И все последующие дипломатические скандалы по линии внешнеполитических ведомств с вызовами послов, вручением нот и выражением протестов.
Но это еще половина беды НАТО. Внутри самого альянса, возможно, впервые за его 70-летнюю историю прорисовалось "несколько генеральных линий", на выполнении которых выступают различные государства.
Так, Франция дала понять, что последние действия США привели к тому, что она перестает воспринимать это государство в качестве главного и самого могущественного гаранта безопасности и чуть ли не рекомендует всем членам НАТО вспомнить о "стратегической автономии".
Германия, солидаризуясь с Францией, казалось бы, по основным вопросам, тем не менее, отстаивает подход "стратегического долготерпения" – сохраняя единство в достижении конкретных и важных целей, работать над устранением внутренних шероховатостей и противоречий.
А, например, Польша выступает за развитие и укрепление двусторонних отношений с США ради обеспечения собственной безопасности. Ее поддержат страны Балтии с их растущими как на дрожжах российскими фобиями.
Таким образом, наверное, можно говорить о том, что на открытое фрондирование рискнет разве что Париж и, возможно, Анкара. Хотя упомянутая резкая отповедь Эрдогана Макрону свидетельствует о том, что Турция демонстрирует склонность к союзничеству с США при некоторых условиях. Впрочем, это закономерно – Анкара заметно ухудшила отношения с европейскими столицами, да еще и усиливать конфронтацию с Вашингтоном, когда Греция на саммите собирается опять говорить об угрозах своему суверенитету именно со стороны Турции – было бы не самым разумным ходом. Да еще и когда Турцию, обозначившую резкий крен в сторону России, в альянсе считают одной из главных виновниц невеселого положения НАТО. Вплоть до того, что в польской прессе замелькал язвительный термин Turexit по аналогии с британским Brexit.
У Франции же помимо претензий на своевольные действия США в Сирии накопилось недовольство по поводу чрезмерно жесткой торговой политики Вашингтона в рамках альянса по военной, естественно, линии. Накануне саммита министр обороны Флоранс Парли в интервью французской прессе заявила, что Вашингтон превращает пятую статью Устава НАТО о коллективной безопасности в некое обязательство по приобретению членами альянса военной техники – самолетов F-35. При этом министр довольно прямолинейно продолжила мысль Макрона о том, что суверитет Европы – это в первую очередь дело самой Европы. А суверенная Европа и НАТО должны взаимно укреплять друг друга, пояснила Парли.
Таким образом, резюмируя, можно получить список главных противоречий, с которым лидеры стран НАТО едут на саммит в Лондоне: позиция Франции, в которой можно найти склонность к усилению собственных позиций, сокращение финансирования Вашингтоном оборонного бюджета НАТО, военная операция Турции в Сирии, резко раскритикованная союзниками по альянсу, и качественное изменение ее отношений с Россией, и, возможно, с Китаем в ущерб отношениям с партнерами по НАТО. Плюс масса более мелких претензий друг к другу и обид друг на друга. Тем не менее к 70-летию альянса главы государств, входящих в него, найдут в себе силы принять некую общепримирительную резолюцию. С определенных пор, "тонким делом" является не только Восток, как говорил известный киногерой, но и Запад.