Зеленский тонет в проблемах особой тяжести
Читать на сайте Вестник КавказаПрезидент Украины Владимир Зеленский может оказаться перед необходимостью решения новой задачи при нерешенности старых. Крымские татары в ходе Народного вече – акции против малейших уступок России в вопросах урегулирования донбасского конфликта, выдвинули требование внести в Верховную раду закон о статусе Крыма. Точнее – речь не о одном законе, а о целом пакете.
С этой инициативой выступил запрещенный в России "меджлис крымско‑татарского народа". Его лидеры убеждены, что крымский вопрос надо начать решать с изменений в украинском законодательстве, а потом выносить его на международный уровень. Причем в пакете с донбасским вопросом. По мнению представителей организации, парламент Украины должен рассмотреть и принять законопроекты "О статусе крымско‑татарского народа", а также "Об автономии Республики Крым".
Если украинские депутаты возьмутся за принятие этих законов, то носить они будут "теоретический характер". На деле ничего не изменится, в силу того, что полуостров возвращен в состав Российской Федерации. Возможно, после принятия предложенных крымскими татарами законов, последует попытка усиления международного давления на Россию. А может и нет – ряд европейских стран уже открыто говорит о необходимости отменить санкции. Сегодня это гадание на кругах воды.
История с законодательными инициативами крымских татар началась не вчера и не сегодня. Первые разговоры, наверное, можно отнести к началу 1990-х гг., когда началось массовое возвращение депортированного в годы Второй мировой войны народа на землю отцов и дедов. Впоследствии татары периодически напоминали Киеву о своем желании получить широкую автономию. Но центральным властям каждый раз удавалось найти повод или общий язык с лидерами этого этноса и откладывать решение вопроса. Особую активность попытки прибрели в период президентства Петра Порошенко. Очевидно, почувствовав слабину центральной власти, "меджлис" усилил давление и уже обращался не с просьбой, а требованием исполнить давнюю мечту крымско-татарского народа, подчеркивая, что выполнение Киевом требования не означает того, что Крым начнет потихоньку отделяться от Украины. Но, похоже, именно таким виделся дальнейший сценарий центральной власти.
Тогда Киев отделывался ежегодными обещаниями пересмотреть законодательство по крымскому вопросу. Для снижения напряженности Порошенко даже пошел на беспрецедентный шаг – руководство "меджлиса" было включено в парламентскую фракцию президентской партии. Но представительство крымских татар в парламенте Украины лишь на время приглушило проблему, которая в силу разночтения ее сторонами виделась почти нерешаемой: крымские татары требовали "Национально-территориальную автономию", а центральная власть говорила, что готова рассмотреть "национально-культурную автономию". В конце концов, пятый президент Украины так и не выполнил обещания – ни один из видов автономии в бытность его главой Украины не был рассмотрен, и теперь груз лег на плечи нового президента Владимира Зеленского.
Сегодня ему и его команде приходится реагировать на ужесточающиеся требования крымских татар рассмотреть и принять законы по полуострову. Казалось бы, чего проще – можно и принять, ведь Крым де-факто не находится в составе Украины, и покончить раз и навсегда с давлением "меджлиса". Но в украинской власти подобный шаг сравнивают с открытием ящика Пандоры – особого статуса могут потребовать, например, закарпатские венгры или русины. С таким "парадом автономий", накладывающимся на донбасскую проблему власть может и не справиться.
И уж совсем нереальным выглядит перенос крымского вопроса после принятия упомянутых законов в плоскость пакетного – с донбасским – рассмотрения в Нормандском формате, как на том настаивает "меджлис". Хотя справедливости ради стоит отметить, что это требование могло появиться с опрометчивой подачи самого Зеленского в ходе его знаменитого пресс-марафона, устроенного в ответ на активизацию противников "формулы Штайнмайера". Тогда глава украинского государства, отвечая на один из вопросов, вдруг заявил, что не вполне понимает, почему тема Крыма была в свое время вынесена за скобки переговоров в Минске и за рамки работы Нормандского формата. "Мне кажется, что это неправильно, потому что все началось с аннексии Крыма. Никто на Западе не признает Крым частью России. Нужно ставить вопрос Крыма и получить ответ России", - сказал Зеленский.
Ответа России долго ждать не пришлось. Вначале пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил журналистам, что вопрос о принадлежности Крыма закрыт и ни в каком форме обсуждаться не может. Позже МИД РФ пояснил, что Нормандский формат создан исключительно для продвижения урегулирования конфликта на юго-востоке Украины, а Россия "тему Крыма обсуждать нигде не будет: ни в Нормандском формате, ни на любых других площадках, т.к. данный вопрос для нас закрыт навсегда".
Впрочем, против переноса крымского вопроса в Нормандский формат выступают многие в самом Киеве, даже сторонники Порошенко, справедливо утверждая, что два сложнейших вопроса, с совершенно разными алгоритмами вероятных решения, следует рассматривать по отдельности. В любом случае Владимиру Зеленскому и его команде для начала необходимо справиться с первоочередным вызовом "меджлиса крымско-татарского народа" – разобраться с законопроектами, касающимися автономии Крымского полуострова. И что-то подсказывает, что подходы прежних властей, откладывавших решение проблемы, исчерпали себя и не сработают. Новой украинской власти придется искать новые ходы. И найти их, потому что устраивающего ее выхода из-под груза этно-территориальных проблем может в скором времени и не оказаться.