Ислам в Абхазии
Читать на сайте Вестник КавказаВ октябре в Гудауте в результате обстрела частного дома, где абхазские мусульмане устроили импровизированную мечеть, погиб представитель мусульманской общины и еще двое были ранены. Это преступление мало кто увязал с сентябрьским покушением на вице-президента Абхазии Александра Анкваба, зато многие вспомнили, что летом был убит руководитель гагрского отделения Духовного управления мусульман (ДУМ) Абхазии и член Общественной палаты республики Эмик Чакмач-оглы. Намекали даже на целенаправленную ликвидацию лидеров мусульман в Абхазии. ДУМ, возмущенное попытками насадить в республике межконфессиональную рознь, созвало в Сухуми круглый стол на «Ислам в Абхазии: миф и реальность». ВК публикует фрагменты наиболее интересных высказываний, прозвучавших из уст участников встречи (по Апсныпресс).
Руководитель администрации абхазского ДУМ Тимур Дзыба: После окончания войны 1992-1993 годов, когда в республике за счет репатриантов и представителей Северного Кавказа, возросло количество людей, исповедующих ислам, возникла необходимость «упорядочить их религиозную жизнь. ДУМ создавалось при поддержке первого президента Владислава Ардзинба… Мы пытаемся оказать религиозную, материальную и духовную помощь, в первую очередь тем гражданам, которые причисляют себя к данной религии, чтоб упорядочить вопросы религиозного образования, создать условия для исполнения религиозных предписаний, молитвы, поста… Показателем отношения власти к верующим мусульманам можно считать то, что официально один из главных праздников ислама - Курбан Байрам стал в Абхазии государственным, праздничным нерабочим днем… Установлены дружеские и партнерские отношения с представителями Совета муфтиев России, Духовным управлением Турецкой Республики. Ежегодно мусульмане Абхазии помимо оказания помощи верующим во время праздников Курбан Байрам и Ураза Байрам, проводят акции по оказанию помощи продуктами питания детсадам, школам интернатам, дому престарелых…
…Убийство одного и ранение двух прихожан Гудаутской мечети 8 октября стало последней точкой. Ситуация накаляется, и нам важно знать помимо мнения руководства, и мнение общественности, поскольку это - проблема не просто мусульман, ведь мусульмане Абхазии - это часть абхазского общества, часть народа. Руководство страны на самом высоком уровне должно заявить, что на территории нашей республики нет никаких мусульманских течений экстремистского толка. А если есть отдельные лица, то пускай с ними разбираются правоохранительные органы. Пока руководство не заявит об отсутствии здесь ваххабизма, это будет продолжаться.
Депутат Валерий Кварчия: К любой религии мы относились уважительно, и, слава Богу, эта традиция сохранилась. В то же время наши отцы не были фанатами, мы никогда не ломились в церкви и мечети, и сегодня такого не происходит. В последние два-три года в республике наблюдается ненормальная тенденция - создается впечатление, что кто-то специально преследует наших мусульман. Мусульмане Абхазии — это этнические абхазы, и кто-то их отстреливает на их же родной земле. И пока нам не скажут, кто стоит за убийством наших сограждан, и за что в них стреляют, никто не гарантирует, что это не повторится. Если кто-то пытается из-за пределов республики перекинуть сюда какие-то события, то мы и это тоже должны знать.
Историк Станислав Лакоба: В конфессиональном плане в Абхазии никогда не было никаких эксцессов. Совершенно неважно, к какой конфессии принадлежит человек, главное, что он - гражданин Абхазии. И иначе, как терроризм, произошедшее у Гудаутской мечети 8 октября, назвать нельзя. Это самый настоящий акт терроризма. В Абхазии не так много мусульман, и я верю в то, что у них нет каких-либо отклонений.
Председатель Народной партии Абхазии Якуб Лакоба: Убийство людей – страшная вещь, еще страшнее, в каком контексте это происходит. У нас никогда не было религиозных дрязг. Я сам православный, но уверен, что в Абхазии должна быть мечеть.
Вице-премьер, председатель партии «Единая Абхазия» Даур Тарба: Происшедшим событиям неуместно придавать политический подтекст. У мусульман свои идеалы, у христиан - свои, каждый имеет право на веру. Но сегодняшние процессы связывать с политикой не стоит. До сих пор не раскрыты громкие убийства Юрия Воронова и Зураба Ачба. Есть преступления, которые невозможно раскрыть быстро, необходимо время.
Член Общественной палаты, редактор газеты «Чегемская правда Инал Хашиг: Безопасность наших граждан интересует всех, кто здесь проживает. Нужна политическая воля руководства страны, чтобы свести до минимума подобные факты. Необходимо вести учет въезжающих и выезжающих из Абхазии людей и транспорта.
Депутат Парламента Батал Кобахия: То, что произошло в Абхазии с представителями мусульманской общины, однозначно связано с тем полем и пространством, в котором мы с вами находимся, и название ему – нетерпимость. Власть всегда берет на себя ответственность защищать человека, его право на жизнь и на все остальные права и свободы, зафиксированные Конституцией, но сегодня мы это не видим. У нас всегда традиционно была религиозная терпимость друг к другу, и не только к таким традиционным религиям как ислам и христианство, здесь спокойно живут и католики, и иудеи. В чьих интересах расколоть Абхазию я не знаю.
Редактор независимой газеты «Нужная» Изида Чания: В Абхазии нет никакой внутрирелигиозной вражды. И я не верю в то, что невозможно хотя бы выяснить, кто стоит за всем тем, что происходит сегодня вокруг мусульманской общины Абхазии.
Журналист телекомпании «Абаза-ТВ» Валерия Кураскуа: В обществе присутствуют стереотипы. В большинстве своем, люди думают, что наши мусульмане почти такие же, как и зарубежные экстремисты, или же что они могут иметь к ним какое то отношение. Присутствие в обществе негативных стереотипов вызвано тем, что мусульманская община мало о себе заявляет. Убийства ее членов – организованная провокация.
Депутат, представитель оппозиционного Форум народного единства Абхазии Даур Аршба: Мусульманская община Абхазии должна быть более открытой, больше встречаться с людьми, общаться.
Ветеран Отечественной войны народа Абхазии Заур Хварцкия: Идет целенаправленный отстрел этнических абхазов, принадлежащих к одной из крупнейших религий. Это не назвать иначе, как обыкновенный терроризм. Это может происходить еще и потому, что кому-то не нравится возвращение репатриантов на свою историческую родину, много и других причин. Мусульмане Абхазии – наши граждане. Мы все разные, но мы все едины. Надо чаще встречаться и говорить. Власть также должна четко заявить о своем отношении к происходящему.
Юрист Тамаз Кецба: Необходима серьезная политика в отношении религиозных конфессий, чего в Абхазии нет. Нельзя допускать таких событий в отношении наших граждан. Это общенациональная проблема, которую нужно решать на другом уровне. То, что у нас сегодня происходит - показатель того, что власть поверхностно решает эти вопросы.
Представитель общественной организации «Молодая Абхазия» Денис Соломко: Обществу необходимо объединить свои усилия, а не абстрагироваться от происходящих в стране событий. Мы поддержим любую инициативу, направленную на улучшение ситуации.
Участники круглого стола обратились:
- к правоохранительным органам с требованием обнародовать результаты расследований предыдущих убийств (с 2007 по 2010 гг.) представителей мусульманской общественности
- к Службе безопасности, МВД, Генпрокуратуре с требованием задействовать все возможные силы и средства для предотвращения в дальнейшем актов террора, насилия и запугивания в отношении граждан Абхазии, исповедующих ислам.
- к руководству страны с просьбой обозначить статус ислама в республике;
- к парламенту с просьбой приступить к разработке и принятию «Закона о религии» с привлечением всех заинтересованных сторон. Для сохранения и поддержания межрелигиозного мира и согласия рассмотреть вопрос создания Межрелигиозного совета Абхазии, куда войдут представители всех религий, зарегистрированных в республике;
- к руководству АГТРК, телеканала «Абаза-ТВ» с просьбой открыть цикл передач, круглых столов на религиозную тематику с целью предоставления достоверной информации об истинных знаниях и ценностях мировых религий, для повышения духовно-нравственного уровня нашего общества.
«Мы, общественность Абхазии, заявляем о своем единстве, независимо от национальной, религиозной и партийной принадлежности перед лицом общей угрозы миру и стабильности в нашем обществе», - подчеркивается в обращении.