© Фото: Майю Санду в Кишинев прибыл спасать экс-президент Грузии Михаил Саакашвили

Молдавия опять осталась без правительства

Читать на сайте Вестник Кавказа

Молдавия опять осталась без правительства. Таким образом, приглушенный было внутриполитический кризис опять захлестнул республику. Собственно, такой конец не стал неожиданностью: альянс Партии социалистов президента Игоря Додона (неформально) и спикера парламента Зинаиды Гречаной и блока правых сил ACUM премьер-министра Майи Санду изначально выглядел противоестественным и фактически созданным по подсказке и инициативе внешних игроков – США, России и ЕС.

Другого пути выхода из глубокого кризиса и избавления от неформального, но становящегося уже официальным правления олигарха Владимира Плахотнюка – лидера Демократической партии, не было.

Противоречия в искусственно созданной правящей коалиции проявились сразу после достижения главной цели. Едва Плахотнюк покинул пределы Молдавии, как партнеры уже обозначили диаметрально противоположные линии. Президент Додон демонстрировал тягу к Москве, участвуя в мероприятиях в формате СНГ и Евразийского союза (ЕАЭС), а премьер Санду смотрела в противоположную сторону, подчеркнуто изображая индифферентное отношение к тому, что "интересовало" президента республики.

Совершенно разный подход был проявлен и в приднестровском вопросе. Если позицию Додона в урегулировании конфликта можно вкратце обрисовать, как восстановление юрисдикции Кишинева в самопровозглашенной республике через получение полного доверия Москвы, то, как Санду собиралась восстанавливать территориальную целостность – осталось непонятным. Во всяком случае, ее действия в отношении Тирасполя (а это ужесточение контроля на приднестровском участке молдавско-украинской границы по договоренности с Киевом, замораживание счетов приднестровских предприятий в молдавских банках и блокировка экспорта самопровозглашенной Приднестровской республики) не свидетельствуют о наличии сколько-нибудь конструктивного мирного плана. И в целом гражданку Румынии Майю Санду, кажется, больше заботил вопрос присоединения Молдавии к Румынии, чем восстановление юрисдикции Кишинева на другом берегу Днестра.

Венцом противоречий и одновременно поводом для "убийства" правящей коалиции стал подход к назначению генерального прокурора. Кабинет министров взял и делегировал законодательно премьеру полномочия для выбора кандидата на этот пост, проигнорировав консультации с партнерами по коалиции – Партией социалистов. Взятая на себя блоком ACUM ответственность перед парламентом взлетевший политический градус не снизила. В ответ на эти действия социалисты внесли в парламент инициативу о вотуме недоверия правительства.

Запахло жаренным. Майю Санду в Кишинев прибыл спасать экс-президент Грузии и бывший губернатор Одесской области Михаил Саакашвили. Можно предположить, что по поручению западных кураторов. Хотя еще в июле Майя Санду делилась планами по приглашению Саакашвили "для реализации реформ". Тогда, правда, бывший грузинский лидер в эфире одной из украинских телекомпаний заявил, что в Кишинев не собирается - дескать, не интересно. Хотя позже, встречаясь с Санду на Украине, Саакашвили обещал ей оказать всемерную помощь. Видимо, этот час пробил, хотя его пребывание в молдавской столице было объявлено связанным с нелетной погодой. Однако в Партии социалистов республики убеждены, что туман, помешавший полету, - туманом, но Саакашвили прибыл помочь прозападному блоку ACUM разрулить ситуацию. А она стремительно изменилась – демократы Плахотнюка поддержали инициативу Партии социалистов и правительство Санду пало. Сама она заявила, что партии, создавшие блок ACUM, продолжат борьбу "как на улице, так и на баррикадах". В этом свете помощь Саакашвили начинает приобретать зловещий характер.

Насколько это необходимо Молдавии?

Первое. Особенно в свете разговоров о том, что экс-президент Грузии сегодня уже не тот, который устраивал революцию роз в 2003 году и с бешеной энергией вытаскивал страну из болота в последующие пять лет. Скептики подкрепляют свое отношение к Саакашвили тем, что на посту губернатора Одесской области он провалился, и его пребывание в украинской политике – один большой скандал и множество мелких недоразумений. В целом такая точка зрения не лишена оснований. Прорывными достижениями, подобно грузинским, работа Саакашвили в Одессе не отмечена. Но и пустой ее не назвать – из почти трех десятков обещаний, ему удалось выполнить почти половину. А это с учетом сопротивления на месте, при отсутствии гарантированной президентом Петром Порошенко поддержки и острых конфликтах с премьером Арсением Яценюком, главой МВД Арсеном Аваковым и олигархом Игорем Коломойским немало. И было бы больше, если Саакашвили лобовой атаке украинских тяжеловесов предпочел бы более тонкую игру. Но это уже особенности характера и темперамента. А потому о повышенной конфликтности Михаила Николозовича нельзя забывать ни на минуту, особенно когда президентом Молдавии является политик с репутацией пророссийского.

Второе. Анализ деятельности Саакашвили в Грузии показывает, что он добивается успеха, когда всецело поглощен конкретной идеей. В этом свете ключевым может оказаться упомянутое выше отсутствие интереса, о котором он говорил, заочно комментируя планы Санду по приглашению к осуществлению реформ в Молдавии.

Третье. Саакашвили – яркий политик, любящий публичность и просто не умеющий пребывать в тени – во всяком случае, до сих пор такое качество за ним не замечалось. Готовы ли молдавские прозападные политические лидеры к такому?

Четвертое. Что на кону в личном плане? Ведь даже костюм губернатора самой крупной области Украины, по площади и количеству населения вполне сопоставимой с Молдавией, оказался Саакашвили тесноватым.

Пятое. Устраивает ли Кишинев обострение отношений с Москвой хотя бы на риторическом уровне? Искать и видеть в малейших неудачах происки России и президента Владимира Путина - тоже неотъемлемый штрих Саакашвили-политика.

Шестое. Одна из задач Кишинева - урегулирование приднестровского конфликта. Конечно, границы компетенции Саакашвили не то, чтобы не очерчены, но даже дальнейшее развитие событий непредсказуемо. Однако немаловажно и то, что его обещания в Грузии разрешить югоосетинский конфликт к концу первого президентского срока, а абхазский – к завершению второго, остались не просто невыполненными: в день сдачи им полномочий главы государства они оказались намного дальше от решения по тбилисскому сценарию, чем были в день прихода Саакашвили к власти.

Впрочем, все это конкретно к настоящему времени отношения пока не имеет, но возможно станет актуальным в скором будущем. Сегодня же, по законодательству, в Кишиневе должны стартовать переговоры парламентских фракций по созданию парламентского большинства, а президент должен выбрать кандидатуру на пост премьера и представить ее парламенту. Если депутаты не утвердят правительство в течение 45 дней после получения соответствующего предложения и отклонят его дважды, то высший законодательный орган республики опять будет распущен.

Между тем, очевидно, что и на этот раз без вмешательства внешних сил дело не обойдется. Если США и Россия пока выжидают, то ЕС уже высказал свое отношение к происходящему, и в нем явственно проглядывается поддержка Майи Санду. Официальный представитель Евросоюза Мария Косянчич выразила опасения за будущее Молдавии. Из ее дальнейших слов стало понятно, что в ЕС судьбу реформ, проведение которых закреплено в ассоциативном договоре между Молдавией и ЕС, связывают "персонифицировано" с блоком ACUM, и не верят в то, что без прозападных сил Кишинев возьмется за их реализацию. При этом у президента Додона сложилась прочная репутация адепта Москвы; поверит ли Запад и, в частности, ЕС его вероятным обещаниям не сворачивать курс и без блока ACUM во власти – еще тот вопрос.

С учетом всего этого предупреждения Майи Санду о том, что Молдавия останется без поддержки Запада, если правительство уйдет в отставку, вкупе с упоминавшимся обещанием продолжить борьбу на улицах и баррикадах, да еще при наличии такого советника как Саакашвили, сулят небольшой республике новые "интересные времена".