Молдавия опять осталась без правительства
Читать на сайте Вестник КавказаМолдавия опять осталась без правительства. Таким образом, приглушенный было внутриполитический кризис опять захлестнул республику. Собственно, такой конец не стал неожиданностью: альянс Партии социалистов президента Игоря Додона (неформально) и спикера парламента Зинаиды Гречаной и блока правых сил ACUM премьер-министра Майи Санду изначально выглядел противоестественным и фактически созданным по подсказке и инициативе внешних игроков – США, России и ЕС.
Другого пути выхода из глубокого кризиса и избавления от неформального, но становящегося уже официальным правления олигарха Владимира Плахотнюка – лидера Демократической партии, не было.
Противоречия в искусственно созданной правящей коалиции проявились сразу после достижения главной цели. Едва Плахотнюк покинул пределы Молдавии, как партнеры уже обозначили диаметрально противоположные линии. Президент Додон демонстрировал тягу к Москве, участвуя в мероприятиях в формате СНГ и Евразийского союза (ЕАЭС), а премьер Санду смотрела в противоположную сторону, подчеркнуто изображая индифферентное отношение к тому, что "интересовало" президента республики.
Совершенно разный подход был проявлен и в приднестровском вопросе. Если позицию Додона в урегулировании конфликта можно вкратце обрисовать, как восстановление юрисдикции Кишинева в самопровозглашенной республике через получение полного доверия Москвы, то, как Санду собиралась восстанавливать территориальную целостность – осталось непонятным. Во всяком случае, ее действия в отношении Тирасполя (а это ужесточение контроля на приднестровском участке молдавско-украинской границы по договоренности с Киевом, замораживание счетов приднестровских предприятий в молдавских банках и блокировка экспорта самопровозглашенной Приднестровской республики) не свидетельствуют о наличии сколько-нибудь конструктивного мирного плана. И в целом гражданку Румынии Майю Санду, кажется, больше заботил вопрос присоединения Молдавии к Румынии, чем восстановление юрисдикции Кишинева на другом берегу Днестра.
Венцом противоречий и одновременно поводом для "убийства" правящей коалиции стал подход к назначению генерального прокурора. Кабинет министров взял и делегировал законодательно премьеру полномочия для выбора кандидата на этот пост, проигнорировав консультации с партнерами по коалиции – Партией социалистов. Взятая на себя блоком ACUM ответственность перед парламентом взлетевший политический градус не снизила. В ответ на эти действия социалисты внесли в парламент инициативу о вотуме недоверия правительства.
Запахло жаренным. Майю Санду в Кишинев прибыл спасать экс-президент Грузии и бывший губернатор Одесской области Михаил Саакашвили. Можно предположить, что по поручению западных кураторов. Хотя еще в июле Майя Санду делилась планами по приглашению Саакашвили "для реализации реформ". Тогда, правда, бывший грузинский лидер в эфире одной из украинских телекомпаний заявил, что в Кишинев не собирается - дескать, не интересно. Хотя позже, встречаясь с Санду на Украине, Саакашвили обещал ей оказать всемерную помощь. Видимо, этот час пробил, хотя его пребывание в молдавской столице было объявлено связанным с нелетной погодой. Однако в Партии социалистов республики убеждены, что туман, помешавший полету, - туманом, но Саакашвили прибыл помочь прозападному блоку ACUM разрулить ситуацию. А она стремительно изменилась – демократы Плахотнюка поддержали инициативу Партии социалистов и правительство Санду пало. Сама она заявила, что партии, создавшие блок ACUM, продолжат борьбу "как на улице, так и на баррикадах". В этом свете помощь Саакашвили начинает приобретать зловещий характер.
Насколько это необходимо Молдавии?
Первое. Особенно в свете разговоров о том, что экс-президент Грузии сегодня уже не тот, который устраивал революцию роз в 2003 году и с бешеной энергией вытаскивал страну из болота в последующие пять лет. Скептики подкрепляют свое отношение к Саакашвили тем, что на посту губернатора Одесской области он провалился, и его пребывание в украинской политике – один большой скандал и множество мелких недоразумений. В целом такая точка зрения не лишена оснований. Прорывными достижениями, подобно грузинским, работа Саакашвили в Одессе не отмечена. Но и пустой ее не назвать – из почти трех десятков обещаний, ему удалось выполнить почти половину. А это с учетом сопротивления на месте, при отсутствии гарантированной президентом Петром Порошенко поддержки и острых конфликтах с премьером Арсением Яценюком, главой МВД Арсеном Аваковым и олигархом Игорем Коломойским немало. И было бы больше, если Саакашвили лобовой атаке украинских тяжеловесов предпочел бы более тонкую игру. Но это уже особенности характера и темперамента. А потому о повышенной конфликтности Михаила Николозовича нельзя забывать ни на минуту, особенно когда президентом Молдавии является политик с репутацией пророссийского.
Второе. Анализ деятельности Саакашвили в Грузии показывает, что он добивается успеха, когда всецело поглощен конкретной идеей. В этом свете ключевым может оказаться упомянутое выше отсутствие интереса, о котором он говорил, заочно комментируя планы Санду по приглашению к осуществлению реформ в Молдавии.
Третье. Саакашвили – яркий политик, любящий публичность и просто не умеющий пребывать в тени – во всяком случае, до сих пор такое качество за ним не замечалось. Готовы ли молдавские прозападные политические лидеры к такому?
Четвертое. Что на кону в личном плане? Ведь даже костюм губернатора самой крупной области Украины, по площади и количеству населения вполне сопоставимой с Молдавией, оказался Саакашвили тесноватым.
Пятое. Устраивает ли Кишинев обострение отношений с Москвой хотя бы на риторическом уровне? Искать и видеть в малейших неудачах происки России и президента Владимира Путина - тоже неотъемлемый штрих Саакашвили-политика.
Шестое. Одна из задач Кишинева - урегулирование приднестровского конфликта. Конечно, границы компетенции Саакашвили не то, чтобы не очерчены, но даже дальнейшее развитие событий непредсказуемо. Однако немаловажно и то, что его обещания в Грузии разрешить югоосетинский конфликт к концу первого президентского срока, а абхазский – к завершению второго, остались не просто невыполненными: в день сдачи им полномочий главы государства они оказались намного дальше от решения по тбилисскому сценарию, чем были в день прихода Саакашвили к власти.
Впрочем, все это конкретно к настоящему времени отношения пока не имеет, но возможно станет актуальным в скором будущем. Сегодня же, по законодательству, в Кишиневе должны стартовать переговоры парламентских фракций по созданию парламентского большинства, а президент должен выбрать кандидатуру на пост премьера и представить ее парламенту. Если депутаты не утвердят правительство в течение 45 дней после получения соответствующего предложения и отклонят его дважды, то высший законодательный орган республики опять будет распущен.
Между тем, очевидно, что и на этот раз без вмешательства внешних сил дело не обойдется. Если США и Россия пока выжидают, то ЕС уже высказал свое отношение к происходящему, и в нем явственно проглядывается поддержка Майи Санду. Официальный представитель Евросоюза Мария Косянчич выразила опасения за будущее Молдавии. Из ее дальнейших слов стало понятно, что в ЕС судьбу реформ, проведение которых закреплено в ассоциативном договоре между Молдавией и ЕС, связывают "персонифицировано" с блоком ACUM, и не верят в то, что без прозападных сил Кишинев возьмется за их реализацию. При этом у президента Додона сложилась прочная репутация адепта Москвы; поверит ли Запад и, в частности, ЕС его вероятным обещаниям не сворачивать курс и без блока ACUM во власти – еще тот вопрос.
С учетом всего этого предупреждения Майи Санду о том, что Молдавия останется без поддержки Запада, если правительство уйдет в отставку, вкупе с упоминавшимся обещанием продолжить борьбу на улицах и баррикадах, да еще при наличии такого советника как Саакашвили, сулят небольшой республике новые "интересные времена".