Опыт России и Казахстана перенесут на Прибалтику
Читать на сайте Вестник КавказаПрезиденты Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев обсудили в Омске приграничное сотрудничество России и Казахстана. По мнению экспертов, этот опыт можно использовать и на западном направлении.
Омск во второй раз принял президентов России и Казахстана. Первый форум приграничного сотрудничества с участием президентов Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина прошел в 2003 году. Тогда была выдвинута идея собираться каждые полгода попеременно то на территории России, то на территории Казахстана в приграничных районах. Президенты принимали доклады чиновников, оценивали проделанную работу и придавали необходимый импульс бюрократии. Цифры говорят сами за себя. За прошедшие 15 лет приграничная торговля выросла в 3,5 раза и составляет более 70% российско-казахстанского товарооборота. "Это говорит о том, что была выбрана правильная идея, формат и реализация. Приграничная торговля – мотор российско-казахстанской интеграции. Именно из этого формата родилась идея создания Евразийского экономического союза. Многие идеи были обкатаны на формате приграничной торговли отношений России и Казахстана", - сказал "Вестнику Кавказа" директор международных программ Института национальной стратегии России Юрий Солозобов.
По словам эксперта, формат межрегиональных форумов очень удачный. Во-первых, сухопутная граница между Россией и Казахстаном самая длинная. Она была проведена по административным границам некогда единой страны - Советского Союза и разделила населенные пункты, дороги, производственные комплексы. Все это потребовало "сшивки" приграничных областей. "Это удалось сделать. Кроме этого, удалось перейти от персоналий к институтам. Это очень важный момент", - сказал Юрий Солозобов.
Нынешняя встреча российских и казахстанских партнеров – уже 16-я по счету. В ней впервые принял участие второй президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Казахстанский президент придал формату двустороннего сотрудничества новый импульс. Вопросы обсуждались разные: экономика, заторы на границе, экология Урала и Иртыша, туризм.
"Необходимо расширять и развивать инфраструктурный потенциал приграничных регионов, действующая инфраструктура уже не соответствует современным требованиям, поэтому предстоит большая работа. Необходима модернизация пограничных переходов с учетом формируемых транснациональных коридоров, в том числе в рамках мегапроектов "Один пояс, один путь" и "Север – Юг", - заметил Токаев к контексте обсуждая проблему заторов на границе. Глава Казахстана сообщил, что нужны дополнительные пункты пропуска. По итогам форума Токаев и Путин поддержали программу совместных действий по функционированию пунктов пропуска на границе.
Идет расширение приграничного сотрудничества от простой торговли, что само неплохо, к прямому взаимодействию регионов, а это одна из основных задач, считает Солозобов. По его словам, руководители Алтайского края и Павлодарской области заключали прямые соглашения. "Наше сотрудничество переходит на уровень совместных предприятий и промышленных индустриальных проектов. Это очень важный момент. Фактически мы движемся в той же канве, что и европейские регионы. Европейцы объединяли экономические и культурные регионы нескольких государств, традиционно находившиеся в одном месте, принадлежащие различным странам и эти границы были сняты для больших проектов", - подчеркнул эксперт. Он отметил, что есть проекты, которые невозможно осуществить силами одной страны. Например, индустриальные. На форуме была подписана концепция Программы приграничного сотрудничества "Казахстан – Россия" и программа совместных действий между министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан и министерством транспорта РФ по функционированию пунктов пропуска на казахстанско-российской границе.
Проблему водных ресурсов Иртыша, Урала также невозможно решить силами одной страны. Это новое наполнение российско-казахстанского сотрудничества. Губернатор Омской области Александр Бурков считает, что надо согласовать единый механизм регулирования в отношении реки Иртыш, где судоходство находится в неудовлетворительном состоянии. С ним согласен аким Павлодарской области Булат Бакауов: "В 1970-1980-е внутренний водный транспорт перевозил до девяти миллионов тонн грузов в год по реке. Необходимо решение на правительственном уровне по проведению российской стороной ежегодных дноуглубительных работ на реке Иртыш".
"Опыт последних 15 лет следует обобщить и применить в других приграничных регионах России. Например, на состоявшемся форуме европейских регионов в Кракове большой интерес к приграничному сотрудничеству проявили прибалтийские партнеры - страны Балтии и Польши. Поступило предложение сделать вокруг Калининградской области такую же удачную приграничную область сотрудничества в формате Балтийского форума на уровне президентов этих стран. Это могло бы резко повысить товарооборот безопасность и культурные связи в таком важном западном направлении для Российской Федерации", - сказал "Вестнику Кавказа" Юрий Солозобов. По его оценке, омский форум имеет не только региональное, но и международное значение.
"Надеюсь, будущее - за прямыми контактами регионов России и Казахстана, развитием крупных проектов и приданием нового измерения Евразийскому региону. Об этом говорилось уже несколько лет, но сейчас этот формат является назревшим и актуальным", - считает эксперт.
Если сближение РФ и прибалтийских стран перейдет стратегический рубеж, то можно будет говорить о том, что Россия полностью обезопасит свои тылы и сконцентрируется на создании полюса экономической и политической взаимной силы на евразийском континенте.