© Фото: Имран Хан и Хасан Рухани

Пакистан хочет помирить Иран и Саудовскую Аравию

Читать на сайте Вестник Кавказа

В октябре после двухдневной поездки в Иран премьер-министр Пакистана Имран Хан обсудил напряженность в регионе с королем Саудовской Аравии Салманом и наследным принцем Мухаммедом ибн Салманом. Однако на фоне нерешенных внутренних проблем посредничество Пакистана в ирано-саудовских переговорах подвергается критике как в стране, так и за рубежом.

Global Voices в материале Why is Pakistan trying to broker Iran-Saudi peace talks? пишет, что напряженность в отношениях между Саудовской Аравией и Ираном в очередной раз обострилась после атаки на саудовские нефтяные объекты, которая привела к сокращению добычи нефти в королевстве, спровоцировав рост цен на нефть во всем мире. Йеменские хуситы, с 2015 года воюющие против других йеменских группировок, поддерживаемых военным альянсом, возглавляемым Саудовской Аравией, и, по слухам, поддерживаемые Ираном, взяли ответственность за нападение на себя. Иран отрицает свою причастность и предупреждает о ”полномасштабной войне” в случае нападения на его территорию. Пакистан, который поддерживал тесные связи с Саудовской Аравией и с годами отдалялся от Ирана, пытается снизить напряженность в отношениях между региональными соперниками, оставаясь при этом официально нейтральным государством.

”Пакистан придает большое значение двусторонним связям с Ираном, - говорит Хан. - Пакистан готов сыграть роль в укреплении мира и стабильности в регионе”.  Имран Хан часто заявляет о своем желании сделать Пакистан значимым и ответственным игроком на региональной и глобальной арене. Ранее ему предлагали выступить в качестве посредника между США и Афганистаном, а также между США и Ираном.

Global Voices побеседовал с Робертом М. Хэтэуэем, научным сотрудником и директором Азиатской программы в Центре Вудро Вильсона. ”Столкнувшись с многочисленными кризисами у себя дома, премьер-министр Хан хочет добиться триумфа на международной арене, желая, чтобы его считали влиятельным миротворцем и значительным глобальным деятелем, даже если его нынешние посреднические усилия не приносят плодов”, - считает Хэтэуэй. По мнению эксперта, вряд ли Хан сможет договориться об урегулировании, которое удовлетворило бы политические и внутренние требования, а также  потребности в сфере безопасности как Ирана, так и Саудовской Аравии. ”Хану нельзя отталкивать саудовцев, учитывая его зависимость от милости королевства, что ограничивает его способность действовать в качестве настоящего ”честного брокера”. Иран не будет ему доверять, а Саудовская Аравия будет возмущаться любой попыткой Хана действовать нейтрально”, - добавил Хэтэуэй.

В последние годы связи между Ираном и Пакистаном были омрачены взаимным недоверием по ряду причин. Государства обвиняют друг друга в поддержке сепаратистских движений в пограничной провинции Белуджистан. С назначением Рахиля Шарифа, бывшего главнокомандующего Пакистана, на должность главы саудовского военного альянса, борющегося против хуситов в Йемене, Иран стал опасаться Исламабада, что еще больше усложняет задачу Хана.

Хотя Пакистан не может ни дистанцироваться от Саудовской Аравии, ни отменить десятилетия военного сотрудничества между двумя государствами с суннитским большинством, Хан также не может ”позволить себе слишком сильно поддерживать Эр-Рияд” в текущем раунде конфликта. ”Отношения между Пакистаном и Ираном уже непростые. Последнее, что нужно Хану (или Пакистану), это усиление напряженности с Тегераном”, - считает Хэтэуэй. Несмотря на потенциальные последствия эскалации напряженности между Ираном и Саудовской Аравией, многие пакистанские аналитики, а также представители гражданского общества не поддерживают участия Хана в ирано-саудовской напряженности.

Global Voices также поговорил с К. Ахтаром, экспертом по внешней политике из Исламабада. ”И Саудовская Аравия, и Иран стремятся защитить свои интересы. Пакистану необходимо поступать точно также. И вместо активного участия в конфликте, необходимо поддерживать хорошие отношения с обеими странами”, - заявил Ахтар.  Иран, несмотря на то, что ему известно о сотрудничестве Пакистана с Саудовской Аравией, приветствовал инициативу Исламабада. Ахтар считает, что Иран стремиться поддерживать ”по крайней мере, нейтральные” отношения со своими соседями, несмотря на имеющиеся опасения.

В марте президент Ирана Хасан Рухани посетил Пакистан, чтобы убедить правительство страны оставаться нейтральным в конфликте. На совместной пресс-конференции после переговоров в октябре 2019 года Рухани заявил, что миротворческие усилия приветствуется. Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи, в свою очередь, написал в Твиттере: ”Иран считает Пакистан своим братом и соседом. За счет этой беспрецедентной возможности отношения между двумя странами должны быть лучше, чем они есть. Безопасность границ должна быть усилена, а приостановленные проекты, такие как строительство газопровода, завершены”.