Саммит ШОС в Ташкенте: от железных дорог до мирного атома
Читать на сайте Вестник КавказаВ конце минувшей неделе в Ташкенте прошло заседание Совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с участием представителей стран-наблюдателей - Афганистана, Белоруссии, Монголии и Ирана, а также почетных гостей из Туркменистана. По итогам мероприятия было подписано 15 документов. Наиболее активным участником форума, по оценке экспертов, выступила Белоруссия.
Генеральный секретарь ШОС Владимир Норов среди приоритетных направлений отметил реализацию программы развития ШОС до 2035 года, которая охватывает экономику, торговлю, инвестиции, сельское хозяйство, логистику и культурно-гуманитарную сферу. Акцент был сделан на железнодорожном транспорте, без развития которого тормозятся другие проекты. "Для укрепления транспортной взаимосвязанности на пространстве ШОС предлагаем разработать программу по созданию современных мультимодальных логистических центров. Также необходимо активизировать сотрудничество железнодорожных администраций государств организации для создания новых и более эффективного использования уже действующих магистралей. К развитию транспортной сети ШОС стоит более активно привлекать и Афганистан", – подчеркнул Норов.
По словам генсека ШОС, на территории стран, входящих в организацию, проложено более 13 млн км автомобильных дорог (почти 20% всех мировых автомагистралей), а также более 244 тыс. км железных дорог, которые содействуют развитию региональной транспортной взаимосвязанности. С 2020 года планируется запуск новых международных автомобильных коридоров, которые обеспечат возможность беспрепятственных международных автоперевозок от восточной Европы до восточного побережья Китая.
Тормозом в этой сфере стала железная дорога "Узбекистан-Киргизия-Китай", которая призвана обеспечить странам Центральной Азии выход на рынки Европы, Восточной и Юго-восточной Азии, Ближнего Востока и к портам Средиземного моря. Более 20 лет стороны не могут решить вопрос маршрута дороги по территории Киргизии. По словам Владимира Норова, в ходе недавнего экспертного обсуждения китайской стороной были предложены возможные участки прохождения этой железной дороги, которая станет кратчайшим путем из Китая в страны Европы и Ближнего Востока. По оценкам экспертов, перевозка грузов в объеме не менее 5 млн тонн в год может полностью покрыть расходы на его строительство. Незавершенность проекта, по мнению эксперта по Центральной Азии и Среднему Востоку Александра Князева, означает только частичную вовлеченность Узбекистана в железнодорожную составляющую китайского проекта "Один пояс – один путь" через сеть казахстанских железных дорог.
В качестве компенсации в противоречиях с Пекином, киргизский премьер Мухаммедкалый Абылгазиев предложил странам ШОС принять участие в создании логистического комплекса на границе страны с Китаем, а также вернуться к идее создания Банка ШОС и Фонда ШОС, с размещением их в Бишкеке.
"Среди действительно интересных инициатив, прозвучавших на саммите, заслуживающих развития, можно выделить предложение страны-наблюдателя, Белоруссии, о создании в рамках ШОС механизма регулярных встреч по вопросам атомной энергии и ядерной безопасности. В июне 2019 года страны ШОС в декларации по итогам саммита глав государств организации в Бишкеке подчеркнули, что намерены продолжать сотрудничество в вопросах контроля над вооружениями и мирного использования атомной энергии. Для Ирана этот вопрос можно считать одним из важнейших – в том числе в формате ШОС, а также учитывая готовность ИРИ буквально в ближайшие дни приступить к четвертому шагу по сокращению своих обязательств в рамках JCPOA", – сказал "Вестнику Кавказа" Александр Князев.
Не менее интересными были двусторонние встречи, которые состоялись на полях ташкентского заседания ШОС. В частности, российский премьер-министр Дмитрий Медведев и исполнительное лицо Исламской Республики Афганистан (ИРА) доктор Абдулла Абдулла обсудили проекты, которые позволят афганской экономике выйти из кризиса и стать активным участником политических и экономических процессов в регионе. Дмитрий Медведев предложил странам ШОС объединить усилия и оказать Афганистану помощь.
Эта встреча привлекла внимание также тем, что Медведев и Абдулла отказались от услуг переводчика и общались на английском. По мнению эксперта по Афганистану Андрея Серенко, в кабульских политических кругах увидели в этом стремление доктора Абдуллы избежать ненужных свидетелей в диалоге с российским премьером. В Кабуле говорят, что все это напоминает тайные переговоры или политические торги, прикрытые декорациями саммита ШОС, которые, возможно, ведет доктор Абдулла с российской стороной. Теперь афганцев будет интересовать вопрос, что именно предлагал Москве доктор Абдулла, и что он хотел бы получить взамен.