Филипп Экозьянц: "Ни один из мифов об "истории" армян и Армении до XVIII века не создан армянами"
Читать на сайте Вестник Кавказа"Вестник Кавказа" продолжает серию интервью с известным исследователем истории Кавказа и Ближнего Востока Филиппом Экозьянцем, посвященную развенчанию исторических мифов об этом макрорегионе. Темой четвертой беседы стали мифы армянской истории.
- Филипп Вартанович, когда и на какой территории существовала "Великая Армения", призывы к восстановлению которой часто можно слышать сегодня?
- Великая или Большая Армения – это надпись на карте, сделанная впервые латинскими картографами, предположительно, в конце XV века. Что значила эта надпись для самих картографов, нам неизвестно, поскольку они ничего об этом не написали.
Поскольку другие названия обозначали либо физико-географические регионы, либо области, подчиненные одному правителю, то есть государства или провинции, можно с высокой степенью уверенности предположить, что в случае с Арменией, не являвшейся в то время государством или провинцией, речь шла лишь о физико-географическом регионе. И в данном случае нет оснований говорить о "восстановлении" Великой Армении, ибо трудно себе представить, как можно восстановить физико-географический регион.
- Можно ли древние государства или государства раннего средневековья, представляемые как предки Армении или древняя Армения, относить к государствам с единым этносом?
- Нельзя, поскольку понятие "этнос" сложилось лишь к началу XIX века, а появилось не ранее XVII века. "Этнос" имеет смысловые границы в культурном, духовном, бытовом и физиологическом измерениях, причем даже сегодня их установить чрезвычайно сложно. Во времена до XIX века нашей эры о таких "границах" нет никаких свидетельств, они могут существовать лишь в виде домыслов тех историков, которым понятие "этнос" необходимо для того, чтобы их версии истории сохраняли "жизнеспособность".
- Каковы были этнические составы первых государств, где проживали предки армян?
- Поскольку, повторюсь, "этнических" границ не существовало, можно говорить лишь о близкородственных связях и языковой общности. В связи с этим, армяне были близкими родственниками тех, с кем проживали на одной территории, а также имели с ними языковую общность. Предки тех, кого сегодня называют турками, азербайджанцами, грузинами и армянами, вполне могли быть близкими родственниками и говорить на одном языке.
- Когда начинается армянское переселение на Кавказ?
- Были предки армян, которые проживали на Кавказе до XIX-XX веков. Большое количество армян, которые уже осознавали себя армянами, переселились на Кавказ в XIX-XX веках из Восточной Анатолии (или Большой Армении). Далее, в связи с политикой внедрения "этнических" границ, проводимой во всей Евразии с целью разобщения низших слоев общества и подчинения их высшим, эти две части армянства – местное и пришлое – соединились в один народ с одним языком и одной идеологией, а основой идеологии стали многовековые "гонения" и "грандиозная и утерянная древность".
- Что можно сказать о современной армянской научной и научно-популярной литературе по истории, посвященной древности и средневековью? Какие из ставших привычными представлений об истории армян являются мифами, созданными не армянами, а от их имени?
- Это слишком обширная тема для одного интервью, но могу утверждать, что ни один из мифов, на которых базируется "история" армян и Армении до начала XVIII века, не создан армянами.
- Тогда в целом, что правда, а что ложь из сведений о ранней истории армян?
- В текстах, которые выдаются сегодня за армянскую историю, правдой может быть все, но нам неизвестно, откуда они появились, кем, где, когда и на каком языке изначально были написаны. Возможно, эти тексты отражают реальные события, произошедшие на нашей планете – но их правда не имеет прямого отношения к тем, кто сегодня называет себя армянами. Разве только в том смысле, что армяне – это тоже жители планеты Земля.
- Была ли Армения первым государством, принявшим христианство? Где находилось первое армянское епископство?
- Во-первых, Армения не была государством. Во-вторых, источники информации о событиях полуторатысячелетней давности крайне скудны, их авторство и время создания точно установить невозможно. В-третьих, до того, как образованность населения поднялась хотя бы на минимальный уровень, и до того, как появились механизмы опроса населения и получения статистических данных, "принятие" христианства на государственном уровне могло означать всего лишь обращение князя, короля или царя в христианство. Выискивать в этом событии какое-либо национальное "величие" – это обычное невежество, смешанное с гордыней.
Что касается первого армянского епископства, то почти уверен, что оно появилось в Венеции.
- Можно ли считать Месропа Маштоца автором армянского алфавита? Наследует ли современный армянский алфавит знаки из какой-либо другой письменности?
- Источников для подтверждения той версии, что алфавит был создан Месропом Маштоцем, слишком мало, хотя это и не исключено. Вопрос в том, кем был этот человек, какое отношение имел к армянам и в какое время жил.
Армянский алфавит очень похож на многие алфавиты, является графической вариацией церковно-славянского, латинского и арабского. Это несложно увидеть, если, например, убрать из него излишнюю вытянутость форм. Более того, похожие знаки в графическом плане часто соответствуют и звукам, близким к армянским по звучанию. Мы слишком ослеплены "древностью" армянского алфавита, и часто не замечаем очевидного. Нет никаких мало-мальски достоверных свидетельств о том, что армянский алфавит существовал до конца XV века.