Узбекистан реформирует банковский сектор
Читать на сайте Вестник КавказаТашкент объявил о планах изменения балансов крупнейших банков страны в рамках реструктуризации и приватизации сектора, в котором доминирует государство. Спустя почти 30 лет после распада СССР государственные кредиторы по-прежнему составляют более 80% всех банковских активов в Узбекистане. Euromoney в материале Uzbekistan outlines path to banking sector reform пишет, что раньше, при президенте Исламе Каримове, большинство кредиторов выступало в качестве политических банков для субсидируемого финансирования государственных предприятий и проектов из суверенного фонда страны. Сроки погашения кредитов постоянно переносились, доходность была низкой, и банкам требовалась регулярная рекапитализация из государственного бюджета.
Правительство Шавката Мирзиеева, вступившего в должность в сентябре 2016 года, рассчитывает провести масштабную реструктуризацию сектора в рамках более широкой кампании по реформированию и оживлению узбекской экономики. Находясь в Вашингтоне на ежегодной встрече МВФ, первый заместитель министра финансов Одилбек Исаков рассказал о стратегии в отношении банковского сектора: ”Мы намерены преобразовать государственные банки в надлежащих коммерческих кредиторов, которые затем сможем продать стратегическим банкам или провести IPO”. В качестве первого шага правительство объявило о планах передать несколько крупнейших неэффективных унаследованных кредитов в Фонд реконструкции и развития Узбекистана (ФРРУ). Кроме того, часть задолженности банков перед фондом будет переведена в акционный капитал. Ожидается, что это приведет к увеличению капитала четырех крупнейших банков Узбекистана. Согласно прогнозам, коэффициенты достаточности капитала возрастут с нынешних уровней около 13% до более чем 20%.
Преобразование
ФРРУ продолжит финансирование государственных проектов либо напрямую, либо через Национальный банк Узбекистана, крупнейшего кредитора страны. Три других ведущих банка - ”Узпромстройбанк”, ”Асака Банк” и Qishloq Qurilish Bank будут осуществлять обычные коммерческие операции. Узбекские чиновники стремятся привлечь к процессу международные финансовые институты. Международная финансовая корпорация (МФК) уже помогает ”Узпромстройбанку” и пятому игроку, ”Ипотека-банку” в радикальном пересмотре стратегий, структур и операций. Европейский банк реконструкции и развития рассматривает аналогичное сотрудничество с ”Асака Банком”. МФК также выразила заинтересованность в том, чтобы стать акционером ”Узпромстройбанка” и ”Ипотека-банка” либо напрямую, либо путем конвертации долга в капитал в качестве первого шага к приватизации.
Правительство хочет, чтобы крупнейшие государственные банки получили доступ к рынку еврооблигаций после размещения суверенных облигаций Узбекистана в феврале. ”Сделки на рынках капитала будут играть важную роль в преобразовании государственных банков, - сказал Одилбек Исаков. - Они будут дисциплинировать банки и поддерживать их стремление к реформам. Мы хотим, чтобы банки вышли на рынок как можно скорее, надеюсь, это произойдет в ближайший год”.
Исаков также подчеркнул, что изменения в банковском секторе Узбекистана будут сопровождаться реформой других государственных предприятий: ”Большинство банков принадлежат государству, и большинство активов в банковском секторе представляет собой кредиты для государственных предприятий. Чтобы добиться успеха, нужно проводить реформы по обоим направлениям. Если процесс будет успешным, отношения между банками и государственными предприятиями станут нашей сильной стороной и потенциально помогут местным кредиторам справиться с конкуренцией со стороны новых участников рынка".
Возможности
До сих пор единственным иностранным кредитором, который работает в Узбекистане с начала программы реформ Мирзиеева, остается Народный банк Казахстана, начавший свою деятельность в стране в мае под названием ”Тенге Банк”. Грузинский TBC Bank также обратился к Узбекистану с просьбой предоставить банковскую лицензию. Исаков сказал, что другие международные группы находятся в режиме ожидания: ”Они хотят посмотреть, как осуществляются реформы. Как только мы добьемся первых успехов, а банковская система восстановится и станет прибыльной, крупные банки всерьез рассмотрят вопрос об участии”.
В то же время чиновник рекомендовал не полагаться на стратегических инвесторов для финансирования банковского роста в Узбекистане: ”Капитал стал дороже, и банки внимательно изучают рынки, на которых они работают. Хотя мы приветствуем стратегических покупателей, для нас важнее реформировать банковский сектор и достичь успешного проведения IPO одного или двух банков. Это, вероятно, лучшее, чем ожидать прихода стратегического покупателя”.
Для инвесторов, которые хотят приобрести миноритарные пакеты в банках Узбекистана, уже есть возможности. Недавно были объявлены планы продажи 25% акций трех небольших государственных кредиторов: Aloqabank, Turonbank и Asia Alliance Bank. В августе правительство ослабило ограничения на покупку акций в узбекских банках. Иностранцы теперь могут покупать доли до 5% без одобрения Центрального банка.