Антон Фризен: "Нагорный Карабах должен быть в составе Азербайджана"
Читать на сайте Вестник КавказаНемецкий Alumniportal Aserbaidschan публикует интервью с депутатом Бундестага от партии "Альтернатива для Германии" Антоном Фризеном Die bestmögliche Lösung für den Bergkarabach-Konflikt wäre, wenn die Region als Bestandteil Aserbaidschans bleibt.” – Dr. Anton Friesen, MdB. "Вестник Кавказа" предлагает читателям перевод интервью.
- В вопросе урегулирования конфликта на Украине ваша партия занимает критическую позицию по отношению к санкциям Запада и выступает за более тесное сотрудничество с Москвой. Приведет ли сотрудничество между ЕС и Россией к разрешению кризиса? Как вы себе представляете такой сценарий?
- Украинский конфликт обострился как раз из-за того, что российские интересы с самого начала не учитывались Евросоюзом при обсуждении Соглашения об ассоциации с Украиной. Мы считаем, что это была фундаментальная ошибка, и работаем над разработкой мер, способных создать мирный порядок в Европе. Мы выступаем за договор об общей европейской безопасности, как это было недавно предложено [президентом Франции Эммануэлем] Макроном, который, вероятно, взял на вооружение нашу идею. Мы хотим, чтобы в договоре были прописаны основные условия отношений, мирное урегулирование конфликтов, а также то, что ни один альянс не может расширяться за счет другого. Мы хотим создать зону свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Европейским союзом. Мы хотим усилить гражданский, общественный диалог между нашими странами, в том числе между Украиной, Россией и Германией. Это должно начаться на низовом уровне - со студенческих и молодежных обменов, причем эти обмены должны быть облегчены. В случае проведения политики безопасности, создания зоны свободной торговли, налаживания молодежных обменов, появятся хорошие возможности для разрешения конфликта на Украине.
- Коллизия принципов самоопределения народов и территориальной целостности государств до сих пор остается в камнем преткновения. Какой принцип для вас важнее?
- Лично для меня территориальная целостность имеет больший вес, нежели принцип самоопределения. На этом строится и наша партийная концепция внешней политики. Мы придаем большое значение стабильности. Стабильность может быть гарантирована только в рамках территориальной целостности, а не тогда, когда рушатся государства, идут сепаратистские процессы. Право на самоопределение работает, только если произошли действительно серьезные нарушения прав человека, включая геноцид. Но в целом я бы всегда отдавал приоритет территориальной целостности, и это также относится к Нагорному Карабаху.
- Нагорно-карабахский регион признан международным правом территорией Азербайджана. Однако вместе с семью окружающими районами он находится под армянской оккупацией уже 25 лет. Каковая ваша позиция по этому поводу?
- Я не могу говорить за всю нашу партию, но с моей точки зрения, лучшее решение нагорно-карабахского конфликта – нахождение Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Конечно, при обеспечении культурных, в том числе религиозных, прав армян. Это возможно, если одновременно несколько держав выступят в качестве гарантов. Россия, Турция и другие страны должны гарантировать соответствующие обязательства и поддерживать их исполнение. Хорошие отношения между Россией и Турцией (а сейчас они более или менее хороши) могут сыграть положительную, конструктивную роль в урегулировании конфликтов в регионе, особенно нагорно-карабахского.
- Что вы думаете о политике соседства ЕС и программе "Восточное партнерство"?
- Недавно мы отметили юбилей "Восточного партнерства", в Бундестаге состоялись слушания по этому поводу. Проблема "Восточного партнерства" в том, что оно не ориентировано на целевую группу или конкретную страну. Надо к каждой стране иметь индивидуальный подход. Другой недостаток программы в том, что в нее не была вовлечена Россия. И, наконец, страны "Восточного партнерства" больше заинтересованы в экономическом развитии, а не в продвижении, например, гендерных проектов. По нашему мнению, это не имеет особого смысла и не соответствует интересам соответствующих государств.