Макрон растоптал мечту Евросоюза о расширении?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Вето президента Франции на присоединение Северной Македонии и Албании поставило под сомнение будущее ЕС. Хотя Эммануэль Макрон стал президентом Франции, пообещав одержать победу над популизмом, сегодня многие на Балканах называют его ”европейским Трампом”. Причиной для такого сравнения стало противодействие Парижа расширению ЕС.

Как отмечает в материале Did Macron kill the EU enlargement dream? Аль-Джазира,  на прошлой неделе на брюссельском саммите Макрон наложил вето на переговоры о присоединении к блоку Северной Македонии и Албании. Французский лидер был единственным, кто выступил против Северной Македонии, а в отношении Албании его поддержали лидеры Дании и Нидерландов.  Свое решение, которое глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер сразу же публично назвал ”исторической ошибкой”, Макарон объяснил необходимостью сосредоточиться на наведении порядка внутри блока, прежде чем рассматривать вопрос о новых членах. ”Наш спор о видении, - сказал Макрон. - Правила расширения нуждаются в реформе”. 

Во Франции существует восходящая к президентству Франсуа Миттерана традиция восприятия Европы в форме концентрических кругов. В этом видении, которого придерживается Макрон, восточные европейцы могут вести бизнес и сотрудничать с ЕС, но они не относятся к ”истинным европейцам”. В начале 1990-х годов, столкнувшись с требованиями поляков, венгров, чехов и других стран Центральной и Восточной Европы ”вернуть их в Европу”, Миттеран разработал план, по которому разместил Францию в центре маленького и тесно интегрированного западноевропейского Союза, поддерживающего экономическую связь с восточными соседями. Но идея Миттерана оставить страны Центральной и Восточной Европы за пределами Европейского союза была проигнорирована другими учредителями блока. В результате ЕС расширился и позволил ряду стран войти в еврозону и стать частью шенгенской зоны. Последней в блок вошла Хорватия, недавно получившая одобрение Европейской комиссии на присоединение к шенгену.

Решение Великобритании покинуть европейский блок предоставило Франции возможность адаптировать план Миттерана к XXI веку. Выступая на различных площадках, Макрон изложил свое видение трехуровневой Европы: внутренний круг составит ощутимо укрепленная еврозона, второй круг будет состоять из членов ЕС, разделяющих единый рынок, и гораздо менее интегрированный внешний круг будет представлять собой ”союз ценностей, демократических принципов и экономических свобод”, к которому однажды даже смогут присоединиться Россия и Турция.

Причина решимости Макрона завершить расширение ЕС проста: он считает, что расширение блока провалилось. Вместо процветающих молодых демократий, которые могли бы помочь ускорить европейскую интеграцию, ЕС в получил Венгрию Виктора Орбана и Польшу, только что избравшую популистскую партию ”Право и справедливость” на новый срок. По мнению Макрона, Северная Македония и Албания должны находиться в комнате ожидания, а Венгрия, Польша и Румыния останутся вне авангарда ЕС, сгруппированного вокруг еврозоны. Расширение умерло. Да здравствует неполноценный и подлый ЕС, с экономическим центром Германией и Францией Макрона в качестве стратегического лидера. Заблокировав предложение о членстве Северной Македонии и Албании, Макрон сделал первый шаг к достижению своей цели. Однако его ход уже поставил под сомнение будущее ЕС и стабильность на континенте.

Греция и Македония разрешили 27-летний спор о названии в 2018 году, подписав историческое соглашение, в рамках которого Македония сменила название на Республику Северная Македония. Соглашение обязало Афины прекратить блокировать Македонию для членства в НАТО и позволить ей начать переговоры о вступлении в ЕС. Вскоре Скопье подписал прошение о вступлении в НАТО и готов был начать переговоры с ЕС. Брюссель был настолько доволен сделкой, что даже назвал ее ”великим достижением”. 

Однако вето Макрона в отношении вступления Северной Македонии в ЕС свело все усилия на нет. Йоханнес Хан, европейский комиссар, руководивший продвижением реформ в Северной Македонии и Албании с целью получения ими права на вступление в ЕС, сказал, что Макрон подорвал авторитет блока ”не только на Западных Балканах, но и за их пределами”. ”Отказ от признания доказанного прогресса будет иметь негативные последствия, включая риск дестабилизации на Западных Балканах, что в полной мере повлияет на ЕС”, - добавил он.

Министр иностранных дел Северной Македонии Никола Димитров обвинил ЕС в нечестности. ”ЕС как минимум должен быть честен с нами, - сказал он. - Если консенсуса по поводу европейского будущего на Западных Балканах больше нет... наши граждане должны об этом знать”. Премьер-министр страны Зоран Заев призвал к досрочным выборам. Это решение может привести к неприятным для ЕС последствиям.

Многие члены блока не готовы отказаться от мечты о расширении. Премьер-министр Италии Джузеппе Конте заявил, что предложит возобновить переговоры о присоединении Албании и Северной Македонии в ноябре. Премьер-министр Бельгии Шарль Мишель также пообещал обдумать, как решить вопрос. Франция вряд ли поддастся давлению со стороны остальной части ЕС, но ее можно переубедить по принципу ”услуга за услугу”. ЕС может предложить рассматривать членство Северной Македонии и Албании отдельно, продвигаясь вперед только с Албанией. Также может быть предложено значительно ужесточить критерии вступления. ЕС все-таки славится своей способностью доводить начатое до конца, что, скорее всего, и произойдет в ближайшие месяцы.