Москва хочет создать в Персидском заливе аналог ОБСЕ
Читать на сайте Вестник КавказаКомментируя итоги визита Владимира Путина в страны Персидского залива, состоявшегося в начале этой недели, российские эксперты акцентировали внимание на инициативе Москвы по созданию системы безопасности региона.
Заместитель директора Института прогнозирования и урегулирования политических конфликтов Александр Кузнецов заметил, что актуальность создания такой системы безопасности еще раз была продемонстрирована 14 сентября после атак на объекты саудовского ТЭК. "Для предотвращения таких конфликтов и возможного большого конфликта в регионе важно создание региональной системы безопасности, которую предложила российская дипломатия, некоего аналога Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. То есть это будет организация по безопасности региона Персидского залива".
При этом эксперт заметил, что в регионе два главных антагониста - Саудовская Аравия и Иран. "В последние годы их взаимоотношения дошли до открытой конфронтации. Есть очень большое количество взаимных претензий, часто обоснованных. В Саудовской Аравии считают, что Иран постепенно выжимает ее с традиционных сфер влияния, звучит тезис о враждебном иранском окружении: иранцы в Ираке, иранцы в Сирии, иранцы в Йемене.
В то же время в Иране считают, что Саудовская Аравия долгое время спонсировала международные террористические организации, в частности ”Аль-Каиду” (запрещена в РФ). Саудовская Аравия до прихода к власти нынешнего руководства многое сделала для разжигания конфликта в Сирии, для помощи вооруженной оппозиции и радикальным террористическим группировкам. Сейчас эта позиция поменялась, тем не менее иранские претензии остались. В Иране считают, что именно саудовская элита подталкивает руководство США, администрацию Трампа к враждебным действиям против Ирана и в частности к введению калечащих экономических санкций против Ирана", - рассказал Александр Кузнецов.
Говоря о предложении Москвы, он заметил: "Создание такой системы безопасности имеет большое значение для того, чтобы нерациональные силы, США, не могли использовать конфликтный потенциал для достижения своих целей. Конечно, это невозможно решить за два месяца, поскольку в отношениях между этими странами региона накопился огромный конфликтный потенциал. Но решать проблему надо, и Россия смогла бы большую здесь сыграть важную роль".
Старший преподаватель Департамента политической науки НИУ ВШЭ, эксперт РСМД Григорий Лукьянов заявил, что в условиях коллапса архитектуры безопасности, которая была возведена в регионе после 2003-2004 годов после вторжения США в Ирак, Ирак перестал быть региональной державой и превратился в зону непрекращающихся вооруженных конфликтов и источник угроз безопасности. "Совет сотрудничества арабских государств Залива долгое время считался единственно функциональной и перспективной региональной организацией, объединяющей арабские государства. Но катарский кризис сначала ее блокировал, а на фоне прошедших в этом году многочисленных провокаций в Ормузском проливе, в районе Залива против танкерного флота Ирана, против танкерных флотов других стран, мы видим, что механизмы, которые врабатывались в рамках Совета сотрудничества, по поиску основ взаимодействия между странами Аравийского полуострова в сфере обеспечения безопасности, предотвращения реальных вызовов и угроз, не работают", - заметил Григорий Лукьянов.
"Концепция региональной безопасности, которую предлагает Россия, не может служить панацеей, но она исходит из необходимости начать важный конструктивный разговор между странами региона о выработке некой институциональной рамки, позволившей бы конструктивно перестроить взаимодействие между государствами. Та система безопасности, которая существовала до последних лет, основывалась на непременном перманентном военном политическом присутствии внерегиональных сил, таких как США и Великобритания. Как показала реакция Великобритании и США на последние провокации в зоне Залива, никакого конструктивного участия в предотвращении рецидива подобных мероприятий они предложить не могут. Попытка возложить ответственность исключительно на Иран не послужила никакому реальному результату, за исключением ухудшения ситуации в американо-иранских отношениях и ситуации вокруг иранской ядерной сделки", - сказал эксперт.
"Мы наблюдали крайне юмористическую ситуацию с полной военной дисфункцией Великобритании, которая не смогла послать в регион ничего, кроме одного военного корабля, и ограничилась словами поддержки в отношении стран региона. Военная мощь США, которая являлась краеугольным камнем этой системы безопасности в Заливе, венчаемая авианосцами группировками, тоже оказалась неспособна хоть как-то повлиять на ситуацию. Более того, американцы даже умудрились потерять свой дрон в непосредственной близости от Ирана. Таким образом, модель, которая опиралась на "большого брата" США, военного жандарма региона, полностью не функциональна. Россия не может и не желает выполнять роль США в регионе. Она предлагает другие принципы, которые уже нашли выражение в сделке ОПЕК+1. Эта сделка построена на абсолютном равенстве сторон, которые ее подписали. Саудовская Аравия и Россия на равных выступали в качестве основных сил, которые заинтересованы в прагматичном общем результате: регулируемой, контролируемой, предсказуемой цене на нефть в обозримой перспективе", - утверждает Лукьянов.