© Фото: Больше ясности относительно того, станет ли Ташкент наблюдателем в ЕАЭС, появится, когда президенты двух стран встретятся в начале 2020 года

Отношения Узбекистана с ЕАЭС прояснятся в следующем году

Читать на сайте Вестник Кавказа

Как уже сообщал "Вестник Кавказа" (см. Узбекистан может получить статус наблюдателя в ЕАЭС), в начале октября в ходе визита в Ташкент председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко заявила о намерении Узбекистана вступить в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Через несколько дней зампред Комитета Совета Федерации по международным отношениям Фарид Мухаметшин сказал, что Узбекистан может получить статус наблюдателя в ЕАЭС в начале 2020 года, что совпадет с запланированным визитом президента Шавката Мирзиеева в Москву.

Jamestown Foundation в материале Russia Claims Uzbekistan Will Soon Join Eurasian Union отмечает, что через два дня после заявления Матвиенко официальный ответ Ташкента был дан первым зампредом главы Сената парламента Узбекистана Садиком Сафаевым, который заметил, что Ташкент изучает возможные экономические и политические потери и выгоды от этого союза.

Региональные группы, выступающие как за, так и против ЕАЭС существуют и внутри и за пределами Узбекистана. Против членства в ЕАЭС выступил глава ”Милли Тикланиш”, одной из пяти основных политических партий Узбекистана, Алишер Кодиров, но большинство экспертов считает вступление в союз нужным. Были перечислены различные преимущества, которые могут быть получены в результате вступления в ЕАЭС, в том числе более широкое открытие региональных рынков стран-членов организации для узбекской продукции, а также возможность полагаться на совокупное экономическое влияние ЕАЭС при ведении переговоров о торговле с третьими странами.

Летом президент Шавкат Мирзиеев на XX Ассамблее Сената выразил беспокойство по поводу поиска новых рынков для узбекской продукции за пределами постсоветского пространства: ”Нравится нам это или нет, но Россия и [другие] страны ЕАЭС являются нашими основными партнерами, с которыми мы проводим 70% сделок”. Но это был единственный раз, когда президент сделал официальное заявление по поводу Евразийского союза. 

Хотя Ташкент еще не принял окончательного решения о членстве в ЕАЭС, нет сомнений в том, что Узбекистан серьезно относится к этому намерению. Стремление присоединиться к региональному блоку, вероятно, исходило от Мирзиеева, а окончательное решение о членстве будет привязано к результатам готовящегося по заказу правительства отчета, в котором будут указаны экономические возможности и потери для Узбекистана. Как Садик Сафаев, дебаты о членстве вышли за рамки внутренних обсуждений и сейчас вопрос рассматривается на уровне совместной рабочей группы, возглавляемой министром финансов России Антоном Силуановым и государственным советником президента Узбекистана Равшаном Гулямовым. 

Больше ясности относительно того, станет ли Ташкент наблюдателем в ЕАЭС, появится, когда президенты двух стран встретятся в начале 2020 года.