России без доллара нельзя - ЦБ РФ
Читать на сайте Вестник КавказаДиректор департамента денежно-кредитной политики Банка России Алексей Заботкин сообщил в Госдуме, что регулятор считает неправильным полное исключение доллара из международных резервов.
"На мой личный взгляд, это сопряжено с избыточными рисками", - приводит его слова ТАСС.
Заботкин напомнил, что целый ряд обязательств, в том числе госдолг, номинирован в долларах. В связи с этим "золотовалютные резервы могут понадобиться в плохой ситуации", если "у нас произойдет резкое ухудшение платежного баланса, доходов бюджета", когда нужно будет расплачиваться по этим обязательствам за счет средств, "которые в бюджет, например, будут переводиться за счет средств ФНБ", отметил он.
В такой ситуации "часть этих обязательств, лучше, чтобы против них были активы тоже в долларах", пояснил глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Поэтому "полностью отказаться от доллара в золотовалютных резервах, наверное, неверно", заключил Заботкин.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" председатель правления Национальной валютной ассоциации Дмитрий Пискулов, доллары в любом случае сохранятся на российском валютном рынке по ряду причин. "Доллар – это валюта, в которой мы получаем экспортную выручку от продаж за рубеж товаров, в частности энергоносителей, металлов и так далее. Поскольку эти контракты номинированы в долларах, происходит приток валютной выручки в страну, которая создает оборот долларов на валютном рынке, где они продаются либо покупаются. Не секрет, что доллар по-прежнему присутствует и в структуре импортных операций: многие страны рассчитываются с нами в долларах, хотя правительство РФ и выступает за то, чтобы увеличить долю национальных валют в расчетах", - напомнил он.
"Что касается золотовалютных резервов, то их структура должна покрывать все валюты, в которых потенциально может происходить импорт. Если импорт идет в долларах, желательно иметь доллары, чтобы не нести валютных рисков. С другой стороны, если в валютных резервах долларов меньше, а больше других валют, то тут вопрос чисто валютных рисков конвертации, к примеру, евро в доллары, что не составляет особой проблемы. Любая свободно конвертируемая валюта, у которой есть ликвидный рынок, те же евро и фунт стерлингов, может служить субститутами, потому что в них можно произвести расчеты", - указал Дмитрий Пискулов.
"Кстати, риск того, что будут заблокированы расчеты в долларах для РФ, очень маловероятный. Это был бы очень неправильный шаг со стороны американских властей, потому что так будет подорвана функция доллара как валюты международных расчетов. Речь идет лишь о том, что Россия стремится планомерно сокращать долларовую зависимость и подверженность этому риску. При этом оптимальный уровень доллара в резервах определить довольно трудно, однако есть возможная гибкость в плане того, что любые ликвидные активы в резервах обладают способностью превращаться в другие через валютный рынок. Поэтому, по сути, нет большой разницы, сколько именно долларов мы сохраним в резервах", - обратил внимание председатель правления Национальной валютной ассоциации.
С ним согласился профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Юрий Юденков. "В первую очередь, риск от отказа от долларовых резервов связан с тем, что у нас 70% торговли ведется в долларах. Мы попросту не можем от них избавиться полностью. Даже если гипотетически продать все доллары, которые сейчас есть у государства, они снова поступят на счет ввиду реализации углеводородов, а ЦБ будет продавать их на бирже. И наоборот, часть продукции мы покупаем за доллары, в том числе потому, что только Америка производит определенные технологические товары очень высокого уровня. Да, мы под санкциями, но от ведущей валюты мира отказаться все равно невозможно. Это попросту нелогично, пока весь мир торгует в долларах", - отметил он.
"На мой взгляд, текущий уровень долларовых резервов вполне достаточный, нет необходимости его снижать. Общая сумма золотовалютных резервов сейчас составляет эквивалент $50 млрд. Если долларовая часть составляет из этой суммы всего $10-15 млрд, никаких рисков от возможных санкций нет, то есть этот размер вполне нормальный. На мой взгляд, тема дедолларизации к настоящему времени лишена актуальной повестки", - заключил Юрий Юденков.