Наталья Нарочницкая: "Попытки пересмотра истории и героизации нацистов могут привести к полному слому геополитической картины мира"
Читать на сайте Вестник КавказаСегодня в Ашхабаде на саммите СНГ было принято и подписано обращение к народам стран Содружества и мировой общественности о недопустимости попыток пересмотра истории и героизации нацизма. "Вестник Кавказа" побеседовал с президентом Фонда исторической перспективы, доктором исторических наук Натальей Нарочницкой о том, как обстоят дела с героизацией нацизма на постсоветском пространстве, в странах, ковавших в советское время Великую Победу.
- С чем государства постсоветского пространства, проводящие политику героизации нацизма, подходят к 75-летию Великой Победы?
- К сожалению, воплощаются в реальность все самые беспощадные оценки, которые я давала с 2005 года, когда вышла моя книжка ”За что и с кем мы воевали” в ответ на книгу ”История Латвии” Вайры Вике-Фрейберги. Если раньше только в отдельных СМИ отдельные историки осмеливались "черное" называть "белым", то сейчас уже Европарламент принимает резолюцию, отождествляя коммунизм и нацизм; в Латвии и в Эстонии по-прежнему маршируют легионы СС, их чуть ли не награждают, хотя эти структуры были осуждены Нюрнбергским трибуналом как часть военно-государственной идеологической машины гитлеровского рейха. На Украине мы видим, как героизируются не только пособники нацистов, но и антисемиты, антиполонисты, которые вырезали население, и их зверствам поражались даже эсэсовцы, предпочитавшие, чтобы руками этих западноукраинских интегральных националистов проводился геноцид евреев, коммунистов и так далее.
Когда сейчас это выходит на уровень государственной политики, когда государственные деятели устраняются от совместного празднования Победы, это приобретает очень серьезный политический характер. Наша задача этому противодействовать, поскольку нас тоже хотят задним числом привести к какому-то виртуальному нюрнбергскому трибуналу, поставить под сомнение вклад в Победу, объявить Советский Союз преступным государством наравне с рейхом, поставить под сомнение важнейшие международные правовые документы XX столетия, где стоит подпись победившего СССР, что приведет к полному слому геополитической картины мира. Это очень опасно. Это ведь и оскорбленная честь ветеранов, которые есть в каждом государстве СНГ. Сколько кавказцев, сколько узбеков, сколько представителей других народов участвовало в Великой Отечественной войне, отдавало свои жизни за то, чтобы дагестанец остался дагестанцем, узбек - узбеком, русский - русским, поляк - поляком, а не стал свинопасом или горничной для третьего рейха без языка, без культуры, без образования, без будущего!
Европа сама предает себя, когда забывает об этом. Они гордятся достижениями своих демократий, ЕС, Совет Европы раздает ярлыки цивилизованности, но на самом деле ничего бы этого у них не было, если бы не победа нашей армии.
- Изменилась ли политика в этом отношении на Украине при Владимире Зеленском?
- Я пока не вижу этого. Сам Владимир Зеленский не спешит высказываться. При этом он считается с настроениями людей, за предыдущее десятилетие окученных всевозможными фондами. Возможно, лично он не стоит на позициях переворачивания истории, но следует мейнстриму, который создан на Украине. Пока, к сожалению, никакой серьезной силы на государственном уровне, которая бы помогла украинцам вспомнить свое героическое прошлое и на этом строить государственную национальную концепцию будущего, я не вижу.
- Есть ли какие-либо позитивные перемены в отношении истории Великой отечественной войны в Прибалтике?
- На государственном уровне мы этого не видим. Должна напомнить, что Литва получила Виленский край и свою столицу Вильно после пакта Молотова-Риббентропа. СССР в ходе секретных переговоров настаивал, чтобы Гитлер оставил Литву в советской зоне. Когда через месяц после Пакта о ненападении между Германией и СССР был подписан советско-литовский договор, весь город украсился национальными флагами, люди обнимались, поздравляли друг друга, американский посол в Литве Оуэн Норем докладывал в центр, что к вечеру назначены праздничные манифестации.
- Стоит ли ожидать перемен в отношении новых властей Армении к политике героизации пособника нацистов Гарегина Нжде?
- Мне кажется, здесь может идти речь, скорее, лишь о попустительстве; иначе это был бы удар в самое смыслообразующее ядро армянского народа. Запад использует подобную политику для давления на Россию, и это отражается на других государствах. Сейчас растут новые поколения, а из учебников потихоньку уходит информация о той войне, о планах Гитлера в отношении Украины, Прибалтики. Я не стану говорить них, поскольку не хочу унижать целые нации. Я борюсь с идеями, а не с людьми. Надеюсь, наступит какое-то отрезвление. Горько, что подростки мало читают, что перестают показывать фильмы о войне, а ведь в них речь идет о героизме, о том, что такое честь, долг, присяга. На этом держится человечество, иначе ни одного государства бы не возникло. Образование - один из инструментов. История - кузница человеческого мировоззрения.
Сегодня возник термин ”историческая политика”, не политическая история, а именно историческая политика. Это политика, которая использует исторические знания избирательно для того, чтобы достичь определенных изменений в сознании.
Я борюсь с этим уже 15 лет. Моя мама была партизанкой, а мой дед в Первую мировую войну получил четыре Георгиевских креста и медаль. Они воевали за одно и то же Отечество, хотя государства были разные. Если внешний враг нападает, то речь идет о спасении не государства, а Отечества. В Великую Отечественную в одном окопе были люди, которые приняли революцию, и которые не приняли, но защищали Отечество. Тогда спор об устроении государства откладывался, иначе вообще не было бы никакого государства, никакого выбора.