Узбекистан продвигает ”визу Шелкового пути”
Читать на сайте Вестник КавказаМинистр торговли Узбекистана подтвердил приверженность своей страны унифицированным визовым требованиям для стран Центральной Азии в рамках запланированной ”визы Шелкового пути”, которая призвана увеличить турпоток и способствовать региональной интеграции. Как сообщает японское ежедневное издание "Нихон кэйдзай" в статье Uzbekistan still pushing 'Silk Visa', trade minister says, сейчас у Узбекистана самые либеральные визовые требования в регионе: безвизовый въезд предоставляется гражданам 86 государств. Руководство страны хочет, чтобы его соседи приняли тот же подход.
”Идея безвизового въезда в нашу страну оказалась революционной, - заявил министр инвестиций и внешней торговли Сардор Умурзаков. - Мы хотим, чтобы другие страны присоединились к инициативе, поскольку ”виза Шелкового пути” будет выгодной как для иностранных туристов, так и для государств региона”. ”Виза Шелкового пути” позволит ее обладателям свободно перемещаться между странами региона, подобно тому, как это происходит в Европе. Запланированный запуск безвизовой зоны в этом году был отложен, но чиновники говорят, что теперь у них есть все необходимые разрешения, осталось только прояснять некоторые технические вопросы. Безвизовый режим - часть экономических и структурных реформ, проводимых президентом Шавкатом Мирзиеевым с целью открытия Узбекистана миру и интеграции с соседями. С момента вступления в должность Мирзиеева в 2016 году товарооборот с соседними Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменистаном увеличился на 54%.
Умурзаков прибыл с визитом в Токио, чтобы привлечь инвестиции японского бизнеса. Япония была одним из главных доноров, предоставляющих помощь для развития Узбекистана в течение 28 лет независимости. Но инвестиции японского бизнеса в Узбекистане затмеваются Китаем, присутствие которого в стране растет благодаря инициативе ”Один пояс - один путь”. По данным французского научно-исследовательского института IFRI, в 2018 году Китай инвестировал в 786 узбекских компаний, а Япония - только в 17. Министр сказал, что Ташкент будет принимать инвестиции из любой страны, которая может продвигать инновационные высокотехнологичные отрасли: ”Если они помогут нам в ближайшем будущем вывести Узбекистан в число 20 наиболее развитых стран, то почему бы нам не воспользоваться их помощью?”
Между тем соседние Туркменистан и Таджикистан страдают от долгов из-за своего участия в инфраструктурных проектах инициативы ”Один пояс- один путь”. В апреле Таджикистан предоставил Китаю 100% акций золотодобывающего рудника стоимостью $300 млн для строительства электростанции. ”Я бы не стал связывать долг с инициативой ”Один пояс - один путь, - сказал Умурзаков. - Это в большей степени проблема государственного управления долгом. В Узбекистане мы внимательно следим за внешним долгом”.
Министр также обратился к должностным лицам МИД Японии с просьбой пересмотреть классификацию рисков для некоторых регионов Узбекистана. Сейчас японское министерство иностранных дел не рекомендует своим гражданам посещать регионы Узбекистана, граничащие с Афганистаном и Таджикистаном, из-за наземных мин, установленных Узбекистаном. "Мы уверены, что вся территория Узбекистана безопасна”, - сказал Умурзаков.
Узбекистан стремится привлечь инвесторов в производство, сельское хозяйство, энергетику и инфраструктуру. По словам Умурзакова, расширение экспорта с добавленной стоимостью является стратегией правительства по защите страны от глобального давления, в частности, торговой войны между США и Китаем. ”Начиная со следующего года мы не будем экспортировать хлопок-сырец, потому что были созданы мощности для переработки и производства продукции с добавленной стоимостью, - сказал министр. - У нас огромный рынок в соседних странах, и в других государствах, в том числе в Китае и США”. Умурзаков ожидает, что экспорт текстильной промышленности Узбекистана достигнет $2 млрд в этом году и $8 млрд к 2025 году.
Чтобы привлечь иностранных инвесторов в энергетический сектор, правительство повысило цены на коммунальные услуги в августе. ”Мы выбрали пошаговое повышение цен на коммунальные услуги, чтобы оно соответствовало росту доходов, - сказал Умурзаков. - Наша политика уже приводит к росту доходов. Это вселяет в нас оптимизм, что цены на коммунальные услуги в конечном счете достигнут рыночных уровней”.