Кшиштоф Занусси: "Мы не достаточно чувствуем потенциал зла"
Читать на сайте Вестник КавказаПольский режиссер Кшиштоф Занусси приехал в Москву на ретроспективу своих кинокартин, посвященную его 80-летию. В программу вошло 11 фильмов Занусси, в том числе "Год спокойного солнца", "Защитные цвета", "Смерть провинциала", "Гипотеза", "Спираль", "Компьютеры", а также "Эфир", который российские зрители увидят впервые. "Эфир" – очередная экранизация истории о докторе Фаусте, действие которой Занусси переносит в годы Первой мировой войны, в ходе которой военный врач ставит эксперименты, чтобы получить безграничную власть над людьми.
"Фильм совместного производства Польши, Литвы, Украины, Венгрии и Италии - стран, расположенных между Балтийским, Черным и Средиземным морями. Это особая часть Европы: нас что-то делит, но что-то и объединяет. История Фауста - очень европейский миф, в других культурах ничего похожего не появилось. Когда нам кажется, что вокруг безопасно, что мы идем в правильном направлении, то мы не боимся зла, но надо помнить, что зло - динамическая сила", - говорит Занусси.
По словам режиссера, в основу картины легла книга "Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме", написанная Ханной Арендт, которая присутствовала в качестве корреспондента на суде в Иерусалиме в 1961 году, над Адольфом Эйхманом. Он заведовал отделом гестапо, отвечавшим за "окончательное решение еврейского вопроса". "Говоря о банальности зла, Ханна Арендт имела в виду, что Эйхман был банальным человеком, но зло, которому он служил, было колоссальным. Мы не достаточно чувствуем потенциал зла, который спрятан в мире. Задача искусства - показать, что эта опасность реальна. Мы представляем себя ангелами и смотрим на своих предков как на варваров, которые прибегали к насилию. Но мы не лучше их. Этот моральный выбор в любом поколении проявляется заново", - убежден Занусси.