В российско-грузинских отношениях началась оттепель
Читать на сайте Вестник КавказаПосле долгого дипломатического перерыва, продлившегося 11 лет, министры иностранных дел РФ и Грузии, Сергей Лавров и Давид Залкалиани встретились на нейтральной территории - в специальном помещении секретариата ООН. Трудно судить о том, какая именно сторона стала инициатором встречи в Нью-Йорке - дипломаты не любят распространятся о таких деталях. Но уже после переговоров глава в ходе прямого включения на грузинском телевидении Залкалиани сказал, что идея встречи с министром иностранных дел России возникла в ходе его предварительной беседы со швейцарскими дипломатами.
После пятидневной войны 2008 года именно нейтральная Швейцария, опираясь на свой многовековой опыт, выступает в качестве посредника между двумя соседними государствами в условиях отсутствия дипломатических отношений, прерванных в августе 2008 года по решению тогдашнего президента Грузии Михаила Саакашвили.
Переговоры Лаврова и Залкалиани продолжались меньше часа. Грузинский министр счел необходимым упомянуть в интервью, что говорил с российским коллегой о проблематике Абхазии и Южной Осетии, а российский министр повторял в ответ известный тезис о признании Россией независимости бывших грузинских автономий. Неизменность позиций сторон по "красным линиям" фундаментальных межгосударственных противоречий не стала неожиданностью, но сам факт встречи свидетельствует о взаимном желании выстраивать отношения на тех направлениях, где это возможно – минуя упомянутые "красные линии".
В преддверии встречи в Нью-Йорке министр иностранных дел РФ сделал два важных заявления по грузинской тематике: Сергей Лавров сказал, что в случае вступления Грузии в НАТО, Москва войну не начнет, но отношения с альянсом будут серьезно подорваны. Кроме того, глава российского дипломатического ведомства не исключил возобновления между двумя странами прямого авиасообщения, прерванного после бурных июньских событий в Тбилиси, где прошли митинги против визита в страну депутатов Госдумы.
После заявления президента Грузии Саломе Зурабишвили, назвавшей Россию "врагом и оккупантом", Владимир Путин распорядился прекратить авиасообщение с кавказской страной. Но как сейчас намекнул Сергей Лавров, за прошедшие три месяца "большинство грузинского населения осознало контрпродуктивный провокационный характер выходки, произошедшей в грузинском парламенте", а в Грузии "появились вменяемые политики".
Запрет прямых полетов из российских городов больно ударил по туристической индустрии Грузии. До конца года страна может потерять от 350 до 400 млн евро. Тревожные ожидания тяжелым грузом повисли и на национальной валюте, лари, упавшей до беспрецедентно низкого уровня за четверть века: 3,2 лари за евро.
Однако в июне российское руководство воздержалось от всеобъемлющего эмбарго, не прекратило импорт грузинской сельхозпродукции, вина и боржоми, а сейчас заговорило о восстановлении авиарейсов. Судя по всему, в Москве сочли приемлемыми шаги официального Тбилиси, которые были предприняты после летнего обострения: несколько лидеров и участников "антиоккупационного движения" либо арестованы, либо находятся под следствием по обвинению в попытке штурма парламента. Высшее руководство страны, включая председателя правящей партии "Грузинская мечта", миллиардера Бидзину Иванишвили осудило скандальную выходку журналиста Георгия Габуния в эфире телекомпании "Рустави-2". Вскоре, эта телекомпания вообще сменила владельца. Но самое главное - премьер-министром Грузии стал бывший министр внутренних дел Георгий Гахария, биография которого во многом связана с Россией. В отличие от предыдущих премьеров, он считается самодостаточным деятелем, способным принимать важные решения, в том числе на российском направлении, несмотря на яростное сопротивление оппозиции.
Один из лидеров оппозиционной партии "Европейская Грузия", член парламента Серго Ратиани сказал в эксклюзивном интервью "Вестнику Кавказа", что возобновляя авиасообщение с Грузией "Москва делает "презент" новому премьеру Георгию Гахария, пытаясь усилить его позиции в стране и создавая впечатление, что он может кое-чего достичь во взаимоотношениях с РФ".
Насколько такая оценка верна, покажет ближайшее будущее. Саакашвили и его соратники все чаще говорят о подготовке некоего "катастрофического для страны" соглашения между Москвой и Тбилиси. И первым шагом, по их подозрению, станет восстановление дипломатических отношений и возвращение Грузии в СНГ уже в ближайшее время.