Уроки Вьетнама для политики Вашингтона на Ближнем Востоке
Читать на сайте Вестник КавказаНастало время для Вашингтона отказаться от амбиций переделать регион и его режимы в соответствии со своими целями. К такому выводу приходит Middle East Eye в материале The Vietnam moment in US Middle East policy. В результате недавних нападений на саудовские нефтяные объекты и трудностей, с которыми США сталкиваются при принятии ответных мер, вновь возникают вопросы, которые Вашингтон обходил в течение многих лет. Служит ли глубокая вовлеченность США в дела на Ближнем Востоке какой-либо цели? Защищает ли она интересы страны и ее союзников? Что она меняет?
Администрация Обамы сделала робкий шаг, чтобы поставить под сомнение важность присутствия сил США в регионе, начав вывод войск из Ирака, но усиление влияния ИГИЛ (запрещена в РФ) привело новым действиям Вашингтона на Ближнем Востоке. В результате США увязли в регионе. Настало время признать это и отказаться от амбиций переделать регион в соответствии со своими целями.
США именно так сделали во Вьетнаме в 1973 году, когда признали, что не могут выиграть войну, подписали мирное соглашение с Северным и Южным Вьетнамом и покинули регион. Два года спустя северовьетнамская армия захватила юг. Оставленный без внимания США участия Вьетнам начал реформы, став процветающей страной с растущей экономикой и удивительно хорошими отношениями с США. Признание того, что политика в отношении Вьетнама обернулась провалом, было радикальным и унизительным шагом для Вашингтона, зато смелым решением, которое принесло пользу США, Вьетнаму и его соседям. Отказ от нынешней провальной политики на Ближнем Востоке будет столь же сложным и унизительным, но в долгосрочной перспективе он кажется выгодным для США и региона в целом.
Новая политика
Атака на саудовские нефтяные объекты служит подтверждением того, что США должны принять новую политику. Неважно, были ли атаки совершены непосредственно иранскими силами, йеменскими хуситами или иракскими Силами народной мобилизации. Важно, что все продажи американского оружия в Саудовскую Аравию и ОАЭ, а также подготовка войск в Персидском заливе и Ираке не предотвратили нападения и не смягчили их последствий. Нет никаких подтверждений того, что оружие из обширного саудовского арсенала было выпущено по наступающим беспилотникам и ракетам. Вопреки мнению Трампа, отправка небольшого количества американских войск в Саудовскую Аравию и ОАЭ не сделает эти страны более безопасными.
Два варианта
У США есть два варианта для того, чтобы остаться игроком в регионе. Они могут начать военные действия против Ирана, зная, что это приведет к новой долгой войне, одержать победу в которой невозможно. Это вьетнамский вариант до 1973 года. Но Вашингтон может принять вариант Вьетнама после 1973 года, признав, что не обязан помогать в битвах саудовцев, преследовать остатки ИГИЛ в Ираке и продолжать борьбу с талибами в бесконечной войне в Афганистане, ведущей в никуда.
Это не призыв к новому изоляционизму. Это призыв к более реалистичной политике, отражающей сегодняшнюю реальность, в которой США больше не имеют подавляющего превосходства в богатстве и могуществе. США должны научиться защищать собственные интересы в регионе посредством дипломатии, соглашений и альянсов, а не путем бесконечных конфликтов. Такой политический сдвиг будет лучше как для США, так и для стран, которые воодушевлены иллюзией наличия ”американского зонтика”, а потому проводят собственную неустойчивую политику.