Ирина Федорова: "Иранцы готовы затянуть пояса и противостоять внешнему давлению"

Читать на сайте Вестник Кавказа

После атаки 14 сентября на саудовские нефтяные объекты, ответственность за которую взяли на себя йеменские повстанцы-хуситы, ситуация в регионе значительно обострилась. Вашингтон и Эр-Рияд обвинили в причастности к атакам Иран, а арабская коалиция во главе с Саудовской Аравией начала военную операцию на севере Йемена. О том, к каким последствиям может привести усиление давления на Иран "Вестнику Кавказа" рассказала старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Ирина Федорова.

- Чем, по вашему мнению, обусловлен новый виток противостояния в регионе?

- Конфликтная ситуация в отношениях между Ираном и Саудовской Аравией длится уже очень долгие годы. И это не только религиозные противоречия между суннитами и шиитами. Каждая из этих стран считает, что именно ее религиозные установки являются единственно правильными и отражают то, что завещал пророк Мухаммед. Борьба между Саудовской Аравией и Ираном вызвана религиозными противоречиями, но сейчас основная проблема – политические вопросы, которые стоят между ними. Каждая страна поддерживает различные силы в регионе Среднего Востока. В Сирии Саудовская Аравия поддерживает одни группировки, Иран поддерживает президента Башара Асада. Это борьба за влияние на Ближнем и Среднем Востоке, борьба за то, чтобы именно или Тегеран, или Эр-Рияд считались лидерами исламского мира.

- Иран сможет выдержать новые санкции США?

- Иранцы – очень идеологизированная нация. Чем больше на них давить, чем больше нагнетается напряженность в отношениях с Тегераном, тем туже Иран готов затягивать пояс и противостоять внешнему давлению. Иранцы – очень гордый народ, и чем больше на них давят, тем сильнее противодействие санкциям. Даже в США многие понимают, что режим максимального давления на ИРИ не оправдал себя. Иран не готов уступить и сесть за стол переговоров, если с ним будут разговаривать с позиции силы.

- Почему лидеры трех европейских стран все-таки обвинили Иран в ударам по НПЗ в Саудовской Аравии?

- Великобритания, Германия и Франция прогнулись под давлением США, и это говорит о том, что приоритетным направлением их политики, их экономики являются отношения с Вашингтоном. Иран даже по объему торгового оборота не может идти в сравнение. Примерный торговый оборот Ирана и всех европейских стран не превышает $12 млрд, а торговый оборот этих стран с США – это уже триллионы долларов. Поэтому, конечно, США для них важнее.

- Иран может быть причастен к атаке дронов?

- Ирану это невыгодно. Ему не нужна сейчас дополнительная эскалация. Тегерану надо по возможности сохранить ядерную сделку. Но страны Европы уже обвинили Иран в атаке, а [президент Франции Эммануэль] Макрон предупредил, что надо снова садиться за стол переговоров и включать в договоренности также программы баллистических ракет и политику Ирана на Ближнем и Среднем Востоке. Это говорит о том, что Иран подвергается дополнительному давлению.

- В таком случае, кому выгодна эскалация?

- Странам-экспортерам нефти, в первую очередь. А  невыгодна - странам-импортерам нефти, потому что цены на нее очень сильно выросли в последнее время. Мы не будем искать теорию заговора и думать, как, кто и где мог спровоцировать эти удары, но то, что каждый будет использовать их в своих интересах, то это объективно.

- Как повлияет на ситуацию  сегодняшняя встреча по Сирии министров иностранных дел России, Ирана и Турции на полях 74-й сессии Генассамблеи?

- Как представители стран-гарантов астанинского формата они обсудили проведение первого заседания Конституционного комитета по Сирии в Женеве. Совсем недавно президенты трех стран встречались в Сочи. Речь шла о том, как будет работать Конституционный комитет Сирии, какие направления будут приоритетными.