Смогут ли Турция и США достигнуть объема торговли в $100 млрд
Читать на сайте Вестник КавказаПрезидент Реджеп Тайип Эрдоган планирует встретиться со своим американским коллегой президентом Дональдом Трампом во время Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Как отмечает турецкое издание Ahval News в статье Can Turkey and the U.S. achieve $100 billion in bilateral trade? президенты, скорее всего, обсудят спорную закупку Турцией российских ракетных систем С-400, а также возможность увеличения объема двусторонней торговли до $100 млрд, о которой заявил во время пятидневного визита в Турцию в начале месяца министр торговли США Уилбур Росс.
”Турецко-американская торговля составляет около $20 млрд без учета сектора услуг. Трудно понять, как этот показатель может быть увеличен в пять раз за короткий промежуток времени, - заявил в интервью Ahval Анри Барки, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям.
”Мы нацелены на получение осязаемых, конкретных результатов, которые станут существенными первыми шагами при условии одобрения нашим президентом и президентом Эрдоганом. Возможно, они будут объявлены в Нью-Йорке 25 сентября”, - говорил Росс, находясь в Турции.
Сейчас Турция переживает определенные экономические трудности из-за беспокойства инвесторов в связи с возможными американскими санкциями, связанными с покупкой российских ракетных систем С-400, валютным кризисом последних лет и внутренней политической неопределенностью. Согласно данным опроса экономистов Reuters, проведенного в августе, в Турции вероятна длительная рецессия.
По данным сентябрьского Промежуточного экономического прогноза Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), экономика Турции после десятилетия значительного роста сократится на 0,3% в 2019 году. В майском отчете ОЭСР прогнозировалось, что сокращение турецкой экономики составит 2,6% в 2019 году. Рост ВВП в первой половине 2019 года был более сильным, чем ожидалось, отчасти из-за временных мер по бюджетным расходам, но ”инвестиции продолжают сокращаться, а рост кредитования по-прежнему слаб”. Встреча Эрдогана и Трампа может привести к позитивным изменениям в рамках заявленной ими торговой цели и повысить доверие инвесторов. Росс признал несоответствие между текущей торговлей и целевым показателем в $100 млрд: ”Хотя $ 100 млрд кажется значительной суммой, это всего лишь 1,8% от $5,63 трлн американского импорта и экспорта товаров и услуг”.
Увеличение экспорта в США будет более сложной задачей для Турции, которая может столкнуться с проблемами в торговле с Европейским союзом и Великобританией, вторым по величине экспортным направлением. В 2017 году экспорт Турции в США составлял всего 5,3% от общего объема экспорта в $166 млрд. Европа остается гораздо более серьезным экспортным направлением для Турции, которая в 2017 году отправила в блок товары на сумму $92,5 млрд.
Таможенный союз с ЕС облегчает поток промышленных товаров, но в остальном он ограничен по объему и не дает Турции права голоса в торговой политике ЕС, включая переговоры по Брекситу. ЕС и Турция признают ценность модернизации Таможенного союза, но диалог зашел в тупик из-за двусторонних споров между Анкарой и странами-членами блока.
Более насущная проблема - надвигающийся жесткий Брексит. Если Великобритания выйдет из ЕС без заключения торговой сделки, Турция окажется самой пострадавшей стороной и будет ежегодно терять $2,4 млрд на экспорте. Согласно данным исследования Конференции ООН по торговле и развитию, на фоне торговых проблем, с которыми сталкивается Турция, любой прогресс в турецко-американской торговле будет иметь решающее значение для восстановления экономики страны.
10 сентября министр торговли Турции Рухсар Пекджан на встрече с Россом обсудила вопросы, которые Турция рассматривает как препятствия для торговли с США, включая тарифы на сталь, и решение администрации Трампа отменить статус Турции в рамках Всеобщей системы преференций (ВСП), гарантирующей развивающимся странам снижение некоторых американских тарифов. Президент Эрдоган хочет большего, чем просто снижения тарифов. 10 сентября он сказал: ”Мы с моим другом Трампом включили соглашение о свободной торговле в повестку дня”.
Росс умерил ожидания от переговоров о свободной торговле в интервью CNN Türk: ”Неизвестно, сможем ли мы добиться прогресса по другим вопросам, которые узаконивают соглашение о свободной торговле. Пока рано говорить о нем”.
”Соглашение о свободной торговле вряд ли будет одобрено администрацией Трампа, которая руководствуется протекционизмом за исключением случаев, когда США выгодно обратное”, - полагает Барки. - Эрдоган, вероятно, стремится к политическому сближению на фоне напряженности из-за С-400. Даже если президент Трамп не против соглашения о свободной торговле, Конгресс США не настроен подписывать его с Турцией, учитывая нынешний кризис и проблему с правами человека в стране”. По результатам встречи Эрдогана и Трампа в Нью-Йорке станет ясно, действительно ли страны готовы предпринять ”осязаемые, конкретные и существенные первые шаги” для развития двусторонней торговли.