Валдис Пельш: "Историческая значимость определяется способом подачи"
Читать на сайте Вестник КавказаВчера началась подача заявок на всероссийский научно-популярный конкурс "Битва истфаков", который проводится между студентами исторических и гуманитарных факультетов. См. Три цели "Битвы истфаков". Каждый учащийся по специальности или профилю "история" может выставить на конкурс один научно-популярный материал. Материалы, прошедшие в шорт-лист конкурса, публикуются в онлайн-журнале Proshloe, с рецензией и комментариями представителей научного сообщества. "Вестник Кавказа" побеседовал с членом жюри конкурса, телеведущим, телепродюсером, режиссером телевидения, актером театра и кино, музыкантом, продюсером документальных исторических фильмов, почетным профессором МГУ Валдисом Пельшем.
- Как обучение на философском факультете МГУ повлияло на вашу жизнь?
- МГУ - лучший вуз страны. Я получил большое удовольствие, обучаясь на философском факультете. Но в середине обучения я понял, что Студенческий театр Московского университета завладел моими умом, мечтами о будущем и моим временем. Поэтому я с огромным удовольствием закончил обучение, год проработал в Институте истории естествознания и техники Академии наук и без сожаления покинул милый моему сердцу институт для того, чтобы заниматься медийными проектами. Я разделил судьбу большого количества людей, которые получают первое высшее образование и потом выясняют, что их дальнейшее движение по жизни будет связано с другими темами. В любом случае философский факультет – моя огромная любовь. И какие-то вещи, без сомнения, сформировали мое сознание именно благодаря обучению на философском факультете.
- Будете подсуживать на конкурсе студентам МГУ?
- Если ты член жюри, то должен брать на себя обязательство быть объективным. Ты можешь болеть, переживать и желать победы коллегам по альма-матер, но если ты в жюри, ты должен объективно выбирать лучшего. Хотя история – очень субъективная наука. И конкурс сам по себе субъективен. Мы будем сравнивать вещи, которые сравнивать достаточно сложно. Если ты берешь на себя эту обязанность, ты все-таки должен выбрать то, что, на твой взгляд, наиболее достойно, является лучшей работой, вне зависимости от принадлежности материала.
- Есть ли планы приглашать студентов иностранных вузов к участию в конкурсе?
- Привлекать иностранные вузы нужно очень осторожно. В связи с тем, что у них больше навыков, у них больше развита тема представления своих работ, может образоваться некий гандикап не в пользу российских вузов. Поэтому я бы к этому отнесся очень аккуратно и не спешил бы. Мы должны понимать, что конкурс на темы всемирной истории ставит очень сложные требования к членам жюри. А учитывая, что сейчас в конкурсе участвуют российские вузы и российские исторические факультеты, мы понимаем, что большинство работ будет связано с российской историей. Здесь, мне кажется, оценивать проще, объективнее. У нас будет возможность более взвешенно оценить и выбрать лучшую работу.
- Приоритет для жюри историческая значимость работы, качество подачи материала или что-то другое?
- Кто о чем, а документалисты о своих фильмах. Недавно мы сняли фильм "Полярное братство" о 151-м авиакрыле Королевских ВВС Великобритании, которое воевало в Мурманске в 1941 году всего лишь два месяца. Но как нам кажется, этот эпизод был очень важным. Мы, к огромному сожалению, не нашли ни одного свидетеля с советской, с российской стороны, но нашли двух летчиков из пяти и одного бортмеханика, англичан. Им всем сейчас по 96-97 лет. Они пребывали в прекрасной форме и замечательно рассказывали. Каждый из них говорил, что они тогда получили от советских людей, и эта память осталась с ними на всю жизнь. Поэтому историческая значимость определяется способом подачи, тем, как вы это рассказываете, если стараетесь быть максимально объективным. Мне кажется, любой малозначимый с точки зрения общих канонов исторический факт или исторический эпизод может заслуживать большого внимания аудитории.