© Фото: Гаранты сирийского мирного процесса встречаются в Анкаре

Идлиб – центральная тема переговоров России, Турции и Ирана

Читать на сайте Вестник Кавказа

Сегодня президент Владимир Путин обсуждает ситуацию в сирийском Идлибе на встрече с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом Ирана Хасаном Рухани в Анкаре. С российской стороны в переговорах также принимают участие министр иностранных дел Сергей Лавров, помощник президента Юрий Ушаков, министр обороны Сергей Шойгу, специальный представитель России по вопросам сирийского урегулирования Александр Лаврентьев.

На отдельной встрече с Рухани Путин уже заявил, что благодаря общим усилиям Москвы, Тегерана и Анкары, значительному вкладу Ирана в процессы урегулирования в Сирии, многое удалось сделать по ликвидации очагов террористического сопротивления и созданию эффективного, можно сказать, работающего механизма политического урегулирования. Путин также отметить роль Ирана в формировании Конституционного комитета.

Между тем, накануне встречи Deutsche Welle в материале Syria's Idlib to take center stage in Turkey, Russia, Iran talks заметила, что Идлиб остается последним анклавом, удерживаемом боевиками в Сирии, и поскольку Турция опасается последствий наступления сирийских правительственных войск, Эрдоган пытается добиться долгосрочного решения проблемы со своими российскими и иранскими коллегами. Три страны являются гарантами перемирия в Сирии. По их инициативе был запущен астанинский мирный процесс и созданы зоны деэскалации, одна из таких зон находится в Идлибе.

Почему они встречаются?

Сирийские правительственные силы в конце апреля начали наступление на оппозиционные группировки в северо-западной провинции Идлиб, а также на части соседних провинций Алеппо, Хама и Латакия. Анкара обеспокоена тем, что наступление войск Башара Асада может привести к появлению новой волны беженцев, желающих попасть в Турцию, и побудить боевиков активизироваться. Турция уже принимает более 3,5 млн беженцев.

Каков был результат предыдущих договоренностей
Предыдущий саммит прошел в Тегеране в сентябре 2018 года, однако ожесточенные боевые действия в Идлибе почти полностью разрушили хрупкое соглашение о перемирии, заключенное тогда. Соглашение предусматривало создание демилитаризованной буферной зоны между районами, контролируемыми режимом и боевиками, а также до сих пор не выполненное обязательство Турции изолировать и бороться с радикальными группировками. Турция также установила дюжину военных наблюдательных постов по периметру Идлиба, один из которых был окружен правительственными силами в прошлом месяце. Время от времени происходили столкновения между турецкими вооруженными силами и силами сирийской армии.

Что сдерживает противоборствующие стороны

Сложность ситуации в Идлибе связана с интересами конкурирующих и сотрудничающих держав: Турции, России и Ирана. Все они имеют различную степень влияния и возможности затормозить исполнение главной цели Башара Асада - возвращения утраченной территории. Турция стремится извлечь выгоду из сотрудничества с Россией и Ираном, чтобы препятствовать началу полномасштабного конфликта в Идлибе и проложить путь к политическому решению сирийской проблемы. Россия должна сбалансировать поддержку сирийского правительства со своими более широкими геостратегическими интересами. Москва не может жертвовать активно развивающимися политическими и военными связями с Турцией, которая имеет вторую по величине армию среди стран НАТО. Тем не менее в России хотят, чтобы Турция делала больше для сдерживания оппозиционных группировок.

Возможные сценарии

Сирийские войска заходят все глубже и глубже в Идлиб, что, вероятно, приведет к ответным действиям турецких военных и их союзников. Одним из возможных сценариев урегулирования ситуации может стать смешанная формула, в рамках которой Турция будет контролировать зону безопасности вдоль своей границы с Идлибом, а сирийские войска - районы провинции, включая стратегические автомагистрали. Правда, при таком варианте зона безопасности все равно остается в руках боевиков, если только турецкие войска не пойдут против них. Ранее Турция не решалась начинать активные боевые действия против боевиков из-за боязни спровоцировать гуманитарную катастрофу. Новое соглашение позволит Турции сосредоточиться на северо-восточных регионах Сирии, где она стремится создать буферную зону с Соединенными Штатами для решения проблем с сирийскими курдами. Турция намерена использовать буферные зоны для отправки не менее 1 миллиона сирийских беженцев обратно.