Зачем МХАТ меняет концепцию
Читать на сайте Вестник Кавказа15 сентября откроет новый сезон Московский художественный академический театр имени (МХАТ) имени Горького, которому в этом году исполняется 120 лет. День основания театра отметят 27 октября на основной сцене. Последние три десятка лет МХАТом руководила Татьяна Доронина, но в декабре прошлого года ее отправили в отставку, назначив на должность худрука Эдуарда Боякова. Вчера он рассказал о новой концепции развития театра, а также о культурно-просветительском кластере "Открытые сцены МХАТ".
"Театр как жанр, как вид искусства сегодня невероятно актуален. Мы на пороге нового осознания театра. Это связано прежде с тем, что цифровые технологии заполнили нашу жизнь, и сегодня виртуальная реальность становится доминирующей. Театр остается единственным видом искусства, где эта дигитализация пока еще не справляется с нами. При этом зрители нашего города уже готовы к тому, чтобы воспринимать театр как серьезную новую уникальную антропологическую практику", - заявил Бояков.
По его словам, МХАТ им. Горького серьезно и глубоко связан с русской культурой: "Это русский театр. Не только российский, не только современный, не только городской, не только классический, не только академический - это русский театр. Работа с русским контекстом, с русской темой - это вызов, который мы принимаем, это то, что совершенно необходимо сегодняшний культуре. Идет противостояние космополитического взгляда на театр, на современную культуру и взгляда, который отдает себе отчет, что любой театр должен быть национальным, должен иметь свои национальные корни, должен быть связан с нашим языком. Мы будем следовать этой стратегии. Мы будем работать с идеологией, с православной культурой как с нашей установкой. При этом мы хотим делать театр современный, мы хотим делать театр модный, мы хотим делать театр актуальный, мы хотим делать театр, связанной с современным языком. Безусловно, мы никоим образом не собираемся уходить исключительно в традиционалистские практики - этнографические, историографические и прочие. Мы верим в то, что театр найдет своего нового зрителя".
Эдуард Бояков также акцентировал внимание на здании МХАТа им. Горького как феномене московской среды: "После 1974 года в театральной архитектуре нашей страны не было ни одного более-менее содержательного высказывания. Это здание великое. Олег Ефремов пришел руководить МХАТом из театра ”Современник”. Это был человек другой энергии, это великий деятель, великий актер, великий режиссер. Но, конечно, та камерная атмосфера, та любовь к интимной драматургии, которая была свойственна театру ”Современник” и потом ефремовскому МХАТу противоречит интерьерам. Они априори другие. Они модернистские, они очень активные".
Важное событие сезона: с октября начинают работать "Открытые сцены МХАТ" - новый культурно-просветительский кластер для горожан. "В новом сезоне в нашем театре возникнет 14 сцен. На самом деле сцен в театральном смысле три, но еще 11 площадок мы называем "сценами", где будут проходить мастер-классы, творческие встречи, происходить тренинги, хореографические студии. Лучшие хореографы, лучшие философы, лучшие поэты придут к нам и будут работать не для того, чтобы создать движуху, некую тусовку современную молодежную, а чтобы вдохновлять актеров, которые работают над серьезным репертуаром", - заявил Бояков.