Иран в третий раз нарушил СВПД
Читать на сайте Вестник КавказаМеждународное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) подтверждает ввод в строй Ираном центрифуг нового поколения. Об этом заявил официальный представитель организации.
Эксперты МАГАТЭ в ходе процесса верификации установили, что по состоянию на минувшее воскресенье Иран "установил или устанавливал" на ядерном объекте в Натанзе 22 центрифуги типа IR-4, одну центрифугу типа IR-5, 30 центрифуг типа IR-6 и три центрифуги типа IR-6s, передает ТАСС.
Таким образом, МАГАТЭ засвидетельствовало исполнение Ираном обещания восстановить работу с центрифугами, озвученное на прошлой неделе. Организация по атомной энергии Ирана заявляла о запуске десятков центрифуг сверх того количества, что разрешено СВПД.
Также Тегеран заявил, что прекратит соблюдать ограничения научно-исследовательской деятельности в ядерной энергетике, доведет уровень обогащения урана до 20% и начнет накапливать у себя отработанный уран. При этом республика намерена сохранить прежний уровень прозрачности своих ядерных разработок – что также было подтверждено сегодня представителями МАГАТЭ.
Как отметила в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заведующая сектором Ирана Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Нина Мамедова, заявление МАГАТЭ – это первое официальное подтверждение того, что Тегеран в самом деле приостановил исполнение части СВПД. "Несмотря на слова иранских представителей, долгое времени не было определенных данных о том, что Иран действительно не исполняет ряд условий. Даже фото, которые демонстрировал Тегеран, повторяли те, что существовали уже довольно давно – то есть Иран ждал, что Европа примет оперативные меры и INSTEX начнет работать. Поскольку у Европы так ничего и не получилось, теперь мы имеем это документальное подтверждение, а глава МИД Мохаммад Джавад Зариф накануне заявил, что у европейцев есть еще 60 дней", - сказала она.
"Совсем недавно мы встречались с господином Зарифом в посольстве в Москве, и я лично выражала ему благодарность за то, что он пытается сохранить всеми силами СВПД. Пока каких-либо подвижек в этом направлении нет, но, судя по тому, что Европа и Иран все-таки хотят сохранить СВПД, есть надежда и даже косвенные свидетельства того, что, возможно, ряд ограничений на экспорт иранской нефти не будет наложен. Поэтому, возможно, эта политика подтверждения слов делом дает результаты, хотя я с таким способом решения проблемы согласиться не могу. Объекты в Араке и Натанзе – это две самые болевые точки в иранской программе, которые приковывали внимание всего мирового сообщества. Вот они на них сейчас и бьют", - указала Нина Мамедова.
Старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин, в свою очередь, подчеркнул, что текущий третий этап отхода Ирана от требований СВПД по-настоящему серьезен. "Иранцы не только устанавливают снятые ранее по требованию СВПД центрифуги, но и собираются проводить научно-исследовательские и конструкторские работы по модернизации центрифуг. Сейчас в Иране работают, в основном, центрифуги первого поколения и лишь незначительное число второго поколения (для примера – в России действуют центрифуги девятого поколения), максимум они могут задействовать несколько единиц четвертого поколения со складов. Но в целом эта ситуация в перспективе ведет к развалу СВПД", - сообщил он.
"Я, честно говоря, надеюсь на план президента Макрона: дать возможность Ирану экспортировать 700 тыс баррелей нефти в сутки и получить кредит в $15 млрд для осуществления торговых операций. На прошлой неделе в Париже работала большая иранская делегация, включая ядерщиков, нефтяников, экономистов и дипломатов, обсуждался как раз план Макрона. Пока непонятно, насколько этот план совпадает с желаниями иранцев, ведь он также требует от Тегерана сделать все возможное для создания безопасности в зоне Персидского залива и прекратить акции против различных стран, а также сесть за стол переговоров по поводу иранской ракетной программы. Конкретного ответа от иранцев я не слышал", - отметил Владимир Сажин.
"Были разговоры, что США не будут препятствовать осуществлению плана Макрона и немножко снизят давление на Иран, но насколько это соответствует действительности, пока трудно сказать. Москва поддержала план Макрона, ведь если он будет осуществлен, есть надежда, что СВПД в какой-то форме сохранится. А если нет, то Иран будет продолжать свои 60-дневные периоды выхода из требований СВПД постепенно. Даже в таком случае я не думаю, что Тегеран резко выйдет из сделки, как американцы, все-таки, даже Россия, Китай и другие страны, которые положительно относятся к Ирану, неоднократно заявляли, что нарушать требования СВПД не следует. Поэтому, я думаю, иранцы будут ждать ноября 2020 года и надеяться, что Трампа в Белом доме сменит президент-демократ – тогда, по иранской мечте, США вернутся к обамовской политике на Ближнем Востоке", - прогнозирует эксперт.
"Чтобы затянуть время на год с лишним, им нужно выходить из СВПД очень медленно. Например, они могут возобновить работы по тяжелому реактору в Араке, который технологически был готов выдавать на-гора 10 кг оружейного плутония в год. В соответствии с СВПД, там были произведены масштабные работы по ограничению производства до 1 кг в год. Теперь иранцы могут повернуть это вспять. В целом надо помнить, что СВПД – огромный документ, и там есть порядочно пунктов, которые можно прекратить исполнять, не разрушая его, не выходя за ключевые рамки. В Тегеране сейчас очень тщательно работают над этим, чтобы было не слишком горячо, но в то же время показательно", - заключил Владимир Сажин.