Семь тезисов Чингиза Гусейнова о еврейском мире
Читать на сайте Вестник КавказаВыдающемуся российско-азербайджанскому писателю, литературоведу, доктору филологических наук, профессору филологического факультета МГУ, заслуженному деятелю искусств Азербайджана Чингизу Гусейнову в этом году исполнилось 90 лет. Он родился в Баку, окончил филологический факультет МГУ, аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Работал консультантом в Комиссии по литературам народов СССР при Союзе писателей СССР. Его романы переведенные на многие языки.
"Опыт жизни на Кавказе, в России, а ныне - в Израиле, дает мне право поразмышлять о трех мирах: азербайджанском, русском, но начну с еврейского, имея в виду кризис - впервые в истории Израиля - властных структур, вызвавший досрочные их выборы", - говорит Гусейнов. Писатель выдвигает семь любопытных тезисов.
Тезис первый
В многообразном еврействе, государственном и диаспорском, четко выражены такие общности, как
а) равнодушные к своему еврейству, этническому происхождению;
б) готовые спрятаться, отгородиться, не выпячивать его, даже отказаться от него в угоду космополитизму, называясь американцами, французами, недавно было - советскими;
в) есть евреи, которые считают, даже твердо убеждены, что создание государства Израиль неудачная затея, даже ошибка, дань провинциальному сионизму, как бы солидаризируясь с теми, которые не без душка антисемитизма (увы, не редкость и еврей-антисемит) с ходу отвергают эту истинно животворную, плодотворную идею-течение в мире, способствовавшую возвращению евреев на свою историческую родину, целенаправленным активным усилиям селиться на исконных землях евреев, обосноваться и заняться продуктивным трудом; что - из идей сионизма - не следует думать, что Б-г внезапно сойдет с небес и скажет своему народу: "Идите!", или вдруг соберет иудеев в Иерусалиме, а Храм спустится с небесных высей.
Тезис второй
Существует упрощенное деление евреев (чаще через партии) на левых, правых и центристов, эти понятия-позиции, разумеется, существуют, но они подвижны и зачастую не поймешь, как поется, левая, правая где сторона?
Левые - это те, кто желает во внешней политике найти общий язык и дружить с враждующий с ним соседом (а кто из евреев этого не хочет?), готов идти и идет порой на значительные даже уступки законным как бы требованиям арабов, и при этом не удивляется, хотя есть о чем подумать, что те почему-то на стадии реализации жеста доброй воли со стороны евреев, вот-вот случится мир-дружба, вдруг затевают новую бойню-провокацию и в ходе войны рушатся договоренности, и так случалось не раз. Во внутренней политике те же левые ратуют за отделение религии от государства по образцу цивилизованных стран, не считаясь с неповторимой и единственной в своем роде особенностью иудейской веры, благодаря которой сохранилась целостность этноса, его язык, самобытность, сохранившиеся, такая вот реальность, за века гонений, истреблений, рабства, общинно-диаспорского существования во всех регионах мира. А между тем Тора и другие книги иудейской цивилизации в той же мере религиозная, как и, условно говоря, светская, редкостная по сию пору энциклопедия жизни, истории, духовности конкретного народа, свод его этики, эстетики, творчества и т.д. И в этих условиях идея отделения - прекраснодушная фраза, слово-пустышка, реализация которой, по сути невозможная, тотчас разрушит единство народ+вера+государство. Реформы? Да, нужны (в бракосочетании тоже!), и многое тут упирается, в первую очередь, в трактовку, точнее, современное прочтение (следуя духу, кстати, Торы, чему правые пытаются следовать) идеи Мессии.
Тезис третий
Есть два толкования Мессии, что это – разовое персонифицированное явление Царя-Спасителя (Мессия и означает Спаситель) из дома Давида, и по этому представлению приход Мессии еще не состоялся, а второе, что явление Мессии - это процесс, и он начался с зачатков формирования и создания государства Израиля, с чем часть ультра-ортодоксальных верующих не соглашается, мол, государства в том качестве, что связано с приходом Мессии, не существует, оно поэтому в любой момент может, по их мнению, исчезнуть, как не раз случалось, потому не считают себя обязанными предпринимать усилия по его сохранению, хотя обеспечены всеми именно государственными льготами, укреплению и развитию (служение в армии, стратегические стройки-работы в шабат и т.д.), главное предназначение видят в том, чтобы хранить веру, основы иудаизма, что, естественно, необходимо, и жить в ожидании прихода Мессии, с которого, дескать, и начнется подлинная история Израильского государства.
Представляется, однако, что именно с восстановления государства Израиль, что явилось закономерным результатом силий конкретных деятелей, за которыми пошел народ, начался мессианский процесс, и тут можно в доказательство выстроить немало примеров как реальных, объективных, так и – с позиций религии – чудодейственных, логически трудно объяснимых.
Тезис четвертый
В политической лексике США-РФ-Европы-Израиля и палестинских арабов-мусульман (есть и арабы-христиане, вовсе не настроенные на вражду с евреями) часто бытуют два взаимосвязанных лозунга, они красиво звучат, но оторваны от реальности, а потому абстрактны, бессодержательны, некий дипломатический этикет, и лозунги эти потакают, в сущности, агрессии и террору арабов-мусульман Палестины, и самоубийственны для Израиля: "Территория в обмен на мир", "Два народа - два государства".
Опыт прошлого, повторяемый на протяжении уже трех поколений, свидетельствует: арабы в свое время отказались (начисто забыто из-за чего) создавать собственное, наряду с Израилем, государство при условиях, кстати, благоприятных для них, и лидеры арабов ввергли свой народ в пучину бед и непрекращающихся страданий: на следующий буквально день после решения ООН арабы объявили войну Израилю, ратуя за его уничтожение во имя создания лишь одного на территории Палестины государства - арабского. Эта доктрина арабов, декларируемая открыто, программная их цель действует и поныне. Но многочисленные большие и малые войны, начинавшиеся арабами, завершались - каждый раз случалось чудо - победами Израиля, и государство, таковы законы войн, расширяло в целях самозащиты пространство своего обитания. И это будет продолжаться, покуда теория и практика уничтожения государства Израиль не будут доказательно отвергнуты арабскими программами не в форме голословных заявлений-деклараций, даже клятв, а действенно, пройдя долговременную проверку на истинность заявлений. Без этого каждый возвращенный кусок территории станет плацдармом для новых атак, террора, войн. Так и со вторым государством, ласкающим слух наивных или злоумышленных политиков. Войны на истребление Израиля так запутали карту Палестины, что возврат ко временам давнего решения ООН представляется проблематичным, а потому сегодня излишни все разговоры вокруг этих лозунгов. Выход - показать на деле долговременную настроенность на истинное миролюбие, живя бок о бок с евреями, пользуясь, это наблюдается повсеместно, благами демократического, подчеркну, и полиэтнического государства Израиль. Надо при этом иметь в виду, что в мире свыше пяти тысяч этносов, а государств - около трехсот, и для создания государства требуется множество условий, которым Израиль соответствует.
Тезис пятый
Необходимо иметь в виду, что Израиль составляет пока относительное единство, это еще не сплав, а сумма собранных на небольшом географическом пространстве этно-лингво-социально-религиозно-культурных разностей еврейства (не говоря уже об иных народах с иными верованиями и образом жизни) в результате потоков алии (в 1950-1970-е из арабских стран, Ирака, Марокко, Эфиопии, соцстран, а в 1980-1990-е из бывшего СССР). Плюс ко всему вражеское соседство, разного рода внешние и внутренние подстрекательства, провокации, недружественные улюлюкания, казалось бы, вполне приличных общественных организаций.
Должно пройти не одно поколение, пока оформится в Израиле некое подобие сплава, и тут нельзя ни спешить, или волюнтаристски ускорять события, ни пускать процесс на самотек, а проявлять усилия, действия в направлениях дипломатическом, что само собой разумеется, "военном" (единственно результативное в условиях угроз потери государственности), а также активно и стратегически целенаправленно заниматься на всех уровнях просветительской – в широком смысле этого слова – деятельностью по изучению и знанию реальных событий, происходящих в Израиле, и эту работу вести как внутри так и во вне страны… – но это уже другая тема.
Тезис шестой
Нельзя создавать в подлинно демократическом по существу, а не по словесному лишь определению государстве, как Израиль, ситуацию долговременного пребывания во власти одного человека, что рождает представление о его незаменимости (увы, слаб человек, и не случайно приняты законы, ограничивающие сроки лидерства - не более двух), и служба уже сопутствует укреплению собственного имиджа, тормозится состязательность в обществе, истинная выборность, возникает угроза формирования в обозримом будущем основ тоталитаризма с подчинением ветвей демократии воле и прихоти одной личности.
Тезис последний, седьмой
Всего одна фраза: как бы то ни было, но время работает на Израиль!