Казахстан раскачивает на "антикитайской волне"
Читать на сайте Вестник КавказаНакануне визита президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Пекин, который состоится 11-12 сентября, по Казахстану прокатилась волна митингов против китайской экспансии. Граждане недовольны строительством в Казахстане 55 китайских предприятий. Акции протеста начавшиеся 2 сентября в городе нефтянников в Жанаозене к сегодняшнему дню уже охватили почти все крупные города Казахстана - Нур-Султан, Алматы, Караганду, Шимкент, Актобе и Уральск. На митинги, пока еще немногочисленные, люди выходят под лозунгом "Нет экспансии Китая".
Заявление был вынужден сделать посол КНР в Казахстане Чжан Сяо. Он, в частности, отметил, что антикитайские акции направлены против сотрудничества Пекина и Нур-Султана, тем более что они начались накануне визита Токаева в Китай. Поскольку повестка визита казахстанского лидера носит дружественный характер и направлена на развитие экономических отношений, то "подобного рода действия направлены именно против этого важного события в двусторонних отношениях". Дипломат предположил, что за митингующими стоят "некие третьи силы", которые стараются разжечь антикитайские настроения казахстанцев "исключительно из корыстных геополитических интересов". Кроме того, Чжан Сяо назвал "абсолютной чепухой", а также "наивными и смешными" звучащие на митингах заявления о том, что Китай намерен "захватить территорию Казахстана" и даже "переселить в Казахстан население из Китая". Китайский дипломат также намекнул на тех, кто получил от нагнетания напряженности наибольшую выгоду: "На самом деле на казахстанском рынке работает мировой нефтегазовый гигант, который сюда пришел раньше всех, который за это время урвал больше всех, который и по сей день пользуется всякими преференциями, которых нет у других. Странно закрывать глаза на все это. Разве это не заставляет нас задуматься?"
Доктор политических наук, замгенерального директора Центра стратегических оценок и прогнозов Игорь Панкратенко считает, что практически по каждому пункту китайский дипломат прав. "Угроза китайской экспансии, планы захвата Пекином чужих территорий и заселения их выходцами из Поднебесной - излюбленный лозунг синофобов на постсоветском пространстве - действительно является "абсолютной чепухой". Правда, именно этот бредовый и абсолютно невежественный лозунг крайне живуч и встречает понимание и поддержку в широких народных массах", - сказал "Вестнику Кавказа" Панкратенко. По его мнению, очевидно и то, что "геополитический заказ" на подобные настроения действительно существует. Конечно, речь не идет о некоем центре на Западе, где коварные резиденты госдепа только тем и заняты, что внедряют синофобию в сознание прогрессивной центральноазиатской общественности в целом и гражданских активистов. "Все несколько тоньше - там намек, там умолчание, там правильная интонация и наводящая на размышление статья, и вот уже зарождаются "сомненья в виде версий". Но и это не главное во всплеске синофобии, вновь, как в 2018 году, широко шагающей по Казахстану. Да и не только по нему, в Киргизии настроения аналогичны. Есть кое-что еще, о чем китайский дипломат промолчал. Да и не мог сказать в силу того, что его слова хоть и были бы правдой, но - являлись бы "вмешательством во внутренние дела" суверенного государства", - отметил эксперт.
Он считает, что не стоит искать черную кошку в темной комнате, а проследить с чего все началось. В Жанаозене, одном из самых проблемных городов Казахстана, на несанкционированном митинге люди выразили недовольство казахстанско-китайским межправительственным соглашением, по которому китайская сторона обязуется профинансировать строительство 55 предприятий на общую сумму 27 млрд долларов в сфере сельского хозяйства и промышленности на территории республики. Это не новые проекты. О размещении предприятий на территории Казахстана было заявлено еще 2015 году при подписании плана сотрудничества по сопряжению программ "Нурлы жол" и "Экономического пояса Шелкового пути", в рамках которого был сформирован перечень совместных проектов. На сайте правительства Казахстана отмечается, что 12 проектов из этого списка уже реализовано. В нынешнем году ожидается запуск еще пяти проектов на сумму 310 млн долларов, среди которых строительство солнечных электростанций, ГЭС, мясокомбинат. Еще 11 проектов на сумму 5,5 млрд долларов находится на стадии реализации. По оставшимся проектам ведутся подготовительные работы. Полная реализация всех проектов позволит создать около 20 тысяч новых рабочих мест. Программа рассчитана до 2030 года. Однако активисты митингов утверждают, что это вовсе не строительство новых предприятий, а перенос старых китайских заводов на территорию Казахстана, причем обслуживать их будут китайские рабочие.
Все попытки казахстанских чиновников убедить людей в обратном потерпели фиаско. Люди настаивают, что земля – это национальное достояние, что китайцы тихо завоевывают Казахстан. Общественность считает, что власть не способна отстаивать национальные интересы, а чиновники подписывают невыгодные для Казахстана контракты с Китаем.
По мнению директора центра китайских исследований China Center, политолога Адиля Каукенова, люди протестуют из-за того, что не доверяют государственной внешней и внутренней политике Казахстана. "Накопившиеся годами социальные проблемы, усталость от девальваций и кризисов, отсутствие ощущения перспектив "светлого будущего" вызывают в регионах постоянное раздражение и глухой ропот, который выплескивается в антиправительственные митинги. Синофобия служит отличным триггером для того, чтобы обвинить власти в сговоре с внешними силами, а внятно объяснить ситуацию государственные чиновники уже не могут, так как за десятилетия отсутствия публичной политики исчезли навыки и механизмы публичной работы с населением", – считает политолог.
Игорь Панкратенко также отметил, что причины недовольства и как следствия антикитайских митингов следует искать внутри страны. "Китайские инвестиции и экономические проекты курирует казахстанская столица, лишая тем самым возможности местные власти продавать китайцам свой основной товар - административный ресурс - торговать разрешениями, лицензиями, визами, проверками, всем тем, что только и могут продать чиновники среднего и низшего звена, а также сотрудники правоохранительных органов. Между тем, в Казахстане, как и на остальном постсоветском пространстве, это их "кусок хлеба", без него им и работать нет смысла, и жизнь не в радость", - полагает Панкратенко. Поэтому "казахстанская синофобия" - это далеко не просто неприязнь к китайцам, имеющая корни и в истории, одни рейды армий династии Цинь чего стоят, и в современности, в положении "китайских" казахов и уйгуров в Синьцзяне. Это еще и инструмент, которым местная элита все активнее пользуется в борьбе со столицей за собственную "кормовую базу".