Управление стратегической реформой: опыт Азербайджана
Читать на сайте Вестник КавказаС момента обретения независимости в 1991 году Азербайджан провел успешную работу по развитию всех секторов экономики и внедрил новую стратегию развития, пишет Emerging Europe в материале Managing strategic reform: The experience of Azerbaijan. За последнее десятилетие Азербайджан стал одной из 55 стран с доходом выше среднего, уровень бедности сократился в 10 раз до однозначных цифр, значительно улучшилось социальное обеспечение и произошел переход на новое качество жизни.
ВВП на душу населения увеличился в девять раз с 1995 по 2018 год, достигнув 4357 евро. Обширные финансовые ресурсы позволили стране полностью модернизировать социально-экономическую инфраструктуру, обеспечив конвергенцию национальной экономики, реализацию новых экономических целей и стратегии модернизации.
Когда глобальные товарные рынки вступили в очередной цикл в 2015 году, появилась потребность в новой модели экономического роста и развития в стране, имеющей основу для устойчивого, значительного и всеобъемлющего развития. С учетом ожиданий ведущих международных финансовых институтов в мировой экономике и на рынке нефти, характера экономической динамики в стране, в 2016 году была принята Стратегическая развития экономики Азербайджанской Республики, где основной целью было заявлено восстановление роста за счет диверсификации и новых движущих сил в среднесрочной перспективе и повышение конкурентоспособности посредством большей интеграции в мировую экономику.
Запланированные реформы создали благоприятную почву для дальнейшего улучшения делового климата и перехода к основанному на производительности росту в долгосрочной перспективе путем создания более качественных, эффективных и инклюзивных институтов.
Политика макроэкономической стабильности сыграла важную роль в поддержании и укреплении более благоприятного делового и инвестиционного климата. Правительственные меры, направленные на стабилизацию политической и экономической среды для сильного бизнес-сообщества, заложили основу для макроэкономической стабильности в стране. Инфляция снизилась с 12,9% в 2017 году до 2,3% в 2018 году, был стабилизирован платежный баланс, наблюдается динамика сокращения внешнего долга страны и формирование стратегических валютных резервов, равных валовому внутреннему продукту.
Особое внимание было уделено формированию привлекательного делового и инвестиционного климата в соответствии с лучшей международной практикой при дальнейшем совершенствовании государственного регулирования и правовой базы Азербайджана.
Страна предприняла комплексные меры в области развития государственно-деловых отношений, устранения незаконных и искусственных барьеров для предпринимательской деятельности, расширения конкурентоспособности и экспортных возможностей, формирования механизмов государственной поддержки и стимулирования предпринимателей, а также обеспечения электронных государственных услуг в соответствии с международными стандартами для достижения долгосрочных целей. В результате международные рейтинги государства и деловая среда значительно улучшились. Согласно отчету Всемирного банка ”Ведение бизнеса” за 2019 год, Азербайджан поднялся на 32 пункта за последние два года и занял 25 место среди 190 стран.
Нынешняя модель управления экономическими реформами основывается на самых успешных международных практиках с учетом специфики страны, в ее основе незаменимые принципы экономического развития - эффективность и прозрачность. Комиссия по бизнес-среде и международным рейтингам функционирует как платформа для диалога между государством и бизнесом. Для облегчения общения между участниками государственно-частного партнерства был создан электронный портал azranking.az, который сформировал инновационный инструмент сравнительного анализа делового климата в стране для потенциальных иностранных инвесторов.
Наличие такой управленческой и регулирующей функции в бизнес-среде повышает эффективность факторов, стимулирующих экономическое развитие. Доказательствами этого процесса служат недавний рост экономики страны, особенно ненефтяного сектора, на 3%, а также положительная динамика экспорта ненефтяного сектора (увеличение на 17% за первые 7 месяцев 2019 года).
Таким образом, основная миссия социально-экономической политики в стране состоит в том, чтобы обеспечить благосостояние общества устойчивым и надежным образом. Переход к новой экономической модели и постоянный высокий рост экономики страны основаны на создании новых драйверов развития, а также на глубоких и всеобъемлющих структурных и институциональных реформах. Эффективная реализация социально-экономических реформ обеспечивается использованием современных механизмов стратегического управления. Новая структура управления помогает инвесторам и политикам определять области, нуждающиеся в реформах. В этом контексте диалог между государством и бизнесом и его реализация на современной цифровой платформе еще больше повышает доверие к реформам в государственно-деловых партнерствах, которые, в свою очередь, способствуют становлению ГЧП в качестве основы для будущего экономического развития.