Бердымухамедов задумался над опытом Сингапура
Читать на сайте Вестник КавказаГлавная цель двухдневного визита президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Сингапур – привлечь инвестиции, найти новые возможности экспорта газа и спасти загибающуюся экономику страны. Речь туркменского лидера на встрече с сингапурскими бизнесмена была необычной. Бердымухамедов то восторгался достижениями города-государства и явленным им экономическим чудом, то вдруг начинал сыпать легкими упреками в адрес сингапурского бизнеса и выражать сожаление по поводу слабых экономических связей с Сингапуром.
Президент Туркменистана не жалел красок в представлении "очень благоприятного инвестиционного климата своей страны". Принимающая сторона, осведомленная об истинном положении дел в Туркмении, возможно, была удивлена описаниям, но виду не подавала. Бердымухамедов же пообещал сингапурским предпринимателям и господдержку, если они решатся вести бизнес в его владениях, и налоговые льготы, и таможенные, и страховые, и визовые и все что угодно, только бы сингапурцы пришли на туркменские газовые месторождения.
Президент не скрывал неудовлетворения тем, что в его стране работает всего пять предприятий и реализуется лишь шесть проектов с участием сингапурского капитала. Бердымухамедов довольно откровенно дал понять, что недоволен положением дел в газовой сфере туркменской экономики, несмотря на то, что в ней активизировались иностранные игроки – ЕС и Китай готовы взяться за строительство предприятия по производству метанола из природного газа, а представители Поднебесной еще и выразили предметную заинтересованность прокладкой Транскаспийского трубопровода по дну Каспия.
Но, судя по всему, партнерство с Китаем настораживает Туркменистан. Пекин ведет жесткую политику, когда дело касается национальных интересов. Газовое партнерство обернулось тем, что Китай, вложившийся в газовую отрасль, сегодня получает туркменское голубое топливо бесплатно – в счет погашения кредитов, предоставленных Ашхабаду. Похоже, что Туркменистан не прочь найти новых партнеров, с которыми можно было бы работать по более мягким схемам. Но обойти Китай, если уж он чем-то заинтересовался с учетом мировых экономических реалий, задача непростая.
По словам замдиректора Центра стратегических оценок и прогнозов Игоря Панкратенко, Пекин во всеуслышание заявил о готовности стать основным инвестором Транскаспия, и если все расклад сложится, то проект тут же обретет реальные очертания, потому как помимо неопределенности статуса Каспийского моря, другим основным препятствием было отсутствие необходимых средств. Но у Китая по-прежнему жесткие условия. Поднебесная хочет немалую долю в газовом секторе Туркменистана. Поэтому закономерно, что Ашхабад был бы в вопросе Транскаспийского газопровода пожать менее "когтистую лапу". Но рискнет ли Сингапур кидаться с головой в неоднозначный проект – вопрос вопросов.
Ряд экспертов полагает, что визит Бердымухамедова вряд ли поспособствует значительному повышению интереса сингапурских предпринимательских слоев к Туркменистану – государству, в котором не все понятно и однозначно, где правила бизнеса отличаются от общепринятых, а экономика, как и все другие сферы сильно зависит от желания и воли лидера.
Большинство экспертов сомневается не только в том, что за реализацию Транскаспийского проекта возьмется Сингапур, но и вообще в том, что проект будет реализована в обозримом будущем. И дело не в технической сложности, отсутствии средств или проблематичности консенсусных решений по Каспию между прибрежными государствами. Вопрос в том, кому поставлять туркменский газ. В Европе сложная ситуация. Такого количества газа, сколько туда поставляется сегодня и, возможно, будет поставляться в скором времени – Старому свету не нужно. Но сильно давят американцы, наращивающие поставки своего сжиженного газа. Ситуация уже дошла до того, что традиционные экспортеры газа в Европу пересматривают контракты в сторону удешевления, лишь бы не оказаться "за бортом". С учетом этого, недешевый Транскаспийский проект вызывает вопрос в плане окупаемости, а в Сингапуре деньги умеют считать хорошо. Иначе не было бы сингапурского чуда, восхищение которым в ходе визита выражал Гурбангулы Бердымухамедов.
Таким образом, Туркменистан в ближайшей перспективе обречен в газовой отрасли сотрудничать с Китаем. В Пекине тоже умеют просчитывать выгоды и риски. А потому стоит предположить, что Китай готов заложить в трубопровод политическую цену, чего Сингапур никогда делать не будет. Впрочем, Пекину проще не "заморачиваться" на Транскаспии, а договориться с Ашхабадом по покупке дополнительных объемов газа и гнать его в свои депрессивные районы. В такой газ Китаем будет заложена опять-таки некая политическая цена, но в плане решения болезненных вопросов с той же Синьцзян-Уйгурской автономией, а также в большей привязке Туркменистана к себе.