США запретили кредитовать Россию

Читать на сайте Вестник Кавказа

Сегодня вступает в силу второй пакет антироссийских санкций США по "делу Скрипалей". Он начнет действовать после публикации соответствующего документа в электронной базе Федерального реестра.

Ограничения включают в себя противодействие США предоставлению займов, финансовой или технической помощи РФ международными финансовыми институтами, такими как Всемирный банк или МВФ, запрет американским банкам участвовать в первичном рынке нерублевых облигаций российского суверенного долга и предоставлять нерублевые кредиты правительству России. Также ограничения коснутся экспорта ряда товаров и технологий.

Согласно опубликованной ранее директиве Минфина, меры против российского государственного долга касаются любого ведомства, агентства или суверенного фонда РФ, включая Центробанк, Фонд национального благосостояния и министерство финансов.

Первый пакет санкций администрация США применила в августе прошлого года. Был введен запрет, в частности, на поставку России продукции двойного назначения. Юридическим основанием для этого послужил американский закон о контроле над химическим и биологическим оружием и запрете его применения от 1991 года, напоминает ТАСС.

Второй пакет санкций будет действовать в течение как минимум 12 месяцев. Ограничения могут быть сняты только после этого периода, если исполнительная власть заверит Конгресс в том, что Россия выполнила ряд условий вышеупомянутого закона.

Согласно заявлению Госдепартамента от 3 августа, для снятия санкций РФ необходимо "предоставить надежные гарантии того, что она не готовится применить химическое оружие", а также заверить в том, что в будущем "она не будет использовать химическое оружие".  Кроме того, Россия должна "позволить международным инспекторам проверить эти заверения".

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" экс-зампред Центробанка России, завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Константин Корищенко, несмотря на звучные формулировки, новый пакет санкций против российского госдолга и кредитов мало на что повлияет. "Международное кредитование России уже давно отсутствует в той формулировке, как это в санкциях звучит. Прямое финансирование со стороны МВФ и тех или иных государств не производится уже около 15 лет", - напомнил он.

Запрет на госдолг, в свою очередь, оставляет возможности для его обхода. "В новых санкциях речь идет прежде всего о запрете на приобретении российского госдолга на первичном рынке, при первом размещении российских долговых бумаг. А это означает, что да, условный Ситибанк не может купить эти бумаги непосредственно у российского государства, но если их сначала купит Сбербанк, то уже у Сбербанка их купить будет можно, не попадая под санкции", - пояснил Константин Корищенко.

Другой бывший зампред ЦБ РФ, заведующий кафедрой "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Александр Хандруев, в свою очередь, обратил внимание, что санкции прежде всего бьют по операциям России с американскими резидентами. "Если у России достаточно высокий суверенный инвестиционный рейтинг и доходность ее бумаг на оптимальных уровнях, то есть выгодна для инвесторов, то они, будучи в нейтральной позиции, продолжат инвестировать в российский госдолг. Вопрос лишь в том, какова доля в нашем госдолге американских компаний. Задача финансовых властей России сейчас в том, чтобы найти возможность адаптироваться к этим ограничительным мерам. Конечно, санкции вредят, поскольку новые источники финансирования, которые мы находим взамен запрещенных прежних, могут быть недостаточны для того, чтобы добиться ускорения экономического роста, а привлечение иностранных инвестиций играет очень существенную роль в этом", - указал он.

"Когда санкции только вводились, то Visa и MasterCard ввели ограничения по картам, но дальше этого не пошли: они могли бы нанести нам очень большой ущерб, но не захотели терять собственные позиции. И это привело к выпуску карты "Мир". Бизнес так устроен, что политика рано или поздно отступает на второй план, если выстроена грамотно стратегия, и он понимает, какие берет на себя риски и какую выгоду получает. Сейчас предприниматели будут смотреть на то, как сложится судебная практика, будут ли какие-либо карательные меры со стороны властей США для третьих стран, участвующих в приобретении российских облигаций, насколько эти риски будут или не будут оправдываться доходностью российских долговых бумаг. Пока что точно спрогнозировать их поведение невозможно", - предупредил Александр Хандруев.