"Арабское НАТО" обречено на провал
Читать на сайте Вестник КавказаАмериканское творение под названием Ближневосточный стратегический альянс (MESA), известное как "арабское НАТО", так и не состоялось. Инициатива вызывала противоречия с самого начала и фактически провалилась после выхода из нее Египта. Как отмечает Middle East Monitor в материале The Middle East strategic alliance is just another marginalized initiative, учитывая, что египетская армия самая многочисленная среди армий арабских стран, принятое решение было расценено многими аналитиками как последний гвоздь в крышку гроба организации.
”Инициатива никогда не была сколько-нибудь значимой и вряд ли могла что-либо существенно изменить, - считает профессор Рекс Бринен с факультета политических наук Университета Макгилла в Монреале. - Я не знаю ни одного стратегического аналитика, который бы серьезно оценивал проект”.
В мае 2017 года президент США Дональд Трамп решил продвинуть проект MESA, призвав ближайших арабских союзников Вашингтона создать пакт региональной безопасности. Партнерство в области безопасности предположительно должно было распространяться на страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Иорданию и Египет. Израиль также должен был поддержать альянс. Считается, что главным проводником идеи был советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон.
США рассматривают MESA как ”целостное соглашение”, включающее элементы экономики, энергетики, политики и безопасности, но не предусматривает пункта, подобного Статье 5 Устава НАТО. Напомним, пятая статья гласит: "Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом, и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-й Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся, или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона". В случае "арабского НАТО" ничего подобного не планировалось.
Даниэль Брумберг, директор по исследованиям в области демократии и управления в Джорджтаунском университете и бывший консультант в госдепе США, в статье ”Трамп обречен на поиски стратегических партнеров на Ближнем Востоке” выражает глубокое несогласие с американским президентом, который отвергает идею о том, что США должны выступать в качестве лидера альянса, обеспечивая экономическую и стратегическую части законопроекта. "Трамп перекладывает главные полномочия и риски на Египет, Иорданию, Ирак, все государства Персидского залива, Израиль и Турцию. Но каждому альянсу нужен лидер, который готов взять на себя больше бремени, чем другие участники”, - пишет аналитик.
Кроме того, Вашингтон выбрал крайне неудачный момент для создания альянса, и, похоже, американские политики неправильно оценили ситуацию в регионе. Прежде всего, США проигнорировали конфликты в рядах арабских союзников, особенно экономический и политический бойкот Катара под руководством Саудовской Аравии. Хотя участие Катара и Омана в MESA с самого начала было маловероятным, отношения между другими государствами не менее сложны. Брумберг считает, что решение ОАЭ о выходе из Йемена демонстрирует пределы любого фактического союза между Абу-Даби и Эр-Риядом. ”Если уровень сотрудничества между двумя этими государствами не является устойчивым, маловероятно, что у MESA есть будущее”.
Еще одно ключевое препятствие заключается в том, что у стран региона нет общих приоритетов в области безопасности, у них совершенно разные взгляды на Иран и политический ислам. Например, только Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн воспринимают Иран как серьезную угрозу своей безопасности. Катар, со своей стороны, рассматривает Саудовскую Аравию и ОАЭ как гораздо большую проблему, чем Иран, в то время как Оман никогда не проявлял ни малейшего интереса к мерам безопасности, которые имеют значение для Саудовской Аравии.
Однако Иран не единственная забота администрации США. Согласно секретному документу Белого дома, который попал в распоряжение Reuters в прошлом году, основной целью MESA было ограничение растущего регионального влияния России и Китая. Очевидно, что США вновь неправильно оценили ситуацию на месте.
По мнению Брумберга, ни одна арабская страна, а также Израиль, не собираются противостоять значительному влиянию России в Сирии, не только потому, что у Тель-Авива хорошие отношения с Москвой, но и потому, что администрация Трампа фактически уступила в этой борьбе. Китай и Россия также значительно улучшили отношения с государствами Ближнего Востока, особенно со странами ССАГПЗ, благодаря многочисленным двусторонним и коммерческим соглашениям. Таким образом, арабским государствам было бы неразумно сжигать мосты, ведущие в Пекин и Москву.
Между тем, альянс MESA мог бы стать отличной возможностью для коммерческой деятельности военной промышленности США - зонтиком для американской монополии на прибыльную торговлю оружием в регионе. По словам Брумберга, деловые соображения играют определенную роль в мышлении администрации Трампа. Даниэль Серуэр, научный сотрудник Ближневосточного института и бывший американский дипломат, согласен с тем, что американские производители оружия хотели бы получить неограниченный доступ на ближневосточный рынок. Однако аналитик убежден, что Конгресс не собирается предоставлять Белому дому и саудовцам упрощенное или автоматическое лицензирование закупок оружия.
Таким образом, вероятнее всего, так называемый Ближневосточный стратегический альянс - очередной американский фарс, обреченный на провал.