Глава Рослесхоза: "Дыма без огня не бывает"
Читать на сайте Вестник КавказаПроблема лесных пожаров в Иркутской области связана с недостаточным финансированием их тушения, а также неадекватными решениями и действиями областного уровня, говорится в заявлении Совета при президенте РФ по правам человека (СПЧ) по итогам выездного заседания в Иркутске. В СПЧ заявили, что санитарные рубки леса подчас превращаются в коммерческие, а восстановлением леса и уходом за молодняком в регионе занимаются не достаточно тщательно. Однако вчера губернатор Иркутской области Сергей Левченко заявил, что не получал информацию от проверяющих и контролирующих органов о сокрытии и искажении данных о лесных пожарах.
Между тем, экономический ущерб от лесных пожаров с начала 2019 года составил около семи миллиардов рублей, сообщил временно исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Михаил Клинов.
"Весенняя фаза пожароопасного сезона начинается зимой, сразу после Нового года. В весенний сезон, как правило, основной причиной пожаров является выжигание высохшей различной растительности, которая остается на землях различных категорий. Мы, к счастью, этот весенний сезон прошли без критичных последствий: лесные пожары нигде не угрожали и не нанесли вреда ни объектам экономики, ни населенным пунктам, - заявил глава Рослесхоза. - Вступили в летний сезон 2019 года тоже достаточно ровно, спокойно. Достаточно успешно в течение июня и, наверное, первой половины июля боролись с лесными пожарами. Но погодные условия сложились таким образом, что у нас в трех субъектах РФ (Красноярский край, Иркутская область и республика Саха Якутия) выдался очень затяжной сухой жаркий период, когда осадков практически не выпадало, а температуры были на пять градусов выше климатической нормы. Случились сухие грозы в удаленных, труднодоступных территориях. Это все привело к тому, возникло достаточно большое количество пожаров. Эти пожары из-за сухой, жаркой погоды начали очень быстро распространяться. В результате мы вынуждены были вводить режимы чрезвычайной ситуации".
По данным Михаила Клинова, сегодня площадь пожаров в Иркутской области достигает 1,4 млн гектаров; в Красноярском крае - 2,2 га, и в Республике Саха Якутия - 2,5 га. В ряде населенных пунктов, даже в крупных городах РФ в связи с необычной розой ветров возникло задымление. Понятное дело, что дыма без огня не бывает, и население РФ было очень обеспокоено. Появились массовые обращения и к президенту и правительству РФ, министерству природных ресурсов и экологии, Федеральному агентству лесного хозяйства. Мы, не дожидаясь введения режима чрезвычайной ситуации начали вводить дополнительные резервы авиалесоохраны нашего федерального бюджетного учреждения. В рамках межрегионального маневрирования задействовали силы и средства субъектов РФ, где пожароопасная ситуация была более ровной и спокойной, нарастили группировку сил и средств по этим трем субъектам до практически 4,5 тысяч человек. Мы задействовали средства резерва Рослесхоза, перечислили Иркутской области 70 млн рублей, Красноярскому Краю - 130, Республике Саха Якутия -125. Пытались стабилизировать обстановку. Не все удалось, поэтому президент Путин принял решение о введении сил министерства обороны, министерства по чрезвычайным ситуациям, в дело была введена тяжелая авиация, которая обеспечивала тушение пожаров с воздуха".
Между тем, замдиректора Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии РФ Владимир Читоркин заявил, что для повышения эффективности системы охранных лесов от пожаров Минприроды подготовило несколько инициатив: "Краеугольной инициативой является законопроект, наделяющий Рослесхоз полномочиями по организации и обеспечению авиационных работ по охране лесов от пожаров силами ФБУ ”Авиалесохрана”. Если сказать проще, предлагается создать ФБУ ”Авиалесохрана”, которая работает эффективно и самоотверженно, кардинально развить это учреждение, насытить техникой, в том числе авиационными бортами, расширить штат. Законопроект подготовлен, но требуется серьезное увеличение финансирования, поэтому согласование идет непросто".
По словам Читоркина, реализуется системное решение по восстановлению института лесной охраны, именно как лесных полицейских: "Предлагаем разделить функционал лесного надзора и лесной охраны, возложив лесную охрану представителей региональных органов власти, которые должны постоянно находиться в лесу, регулярно обследовать территории. Фактически мы возвращаемся к системе 1996 года, когда в лесу постоянно находился человек, лесник, который в случае обнаружения нарушения лесного законодательства или лесного пожара не только его фиксировал, но также принимал первичные меры по тушению обнаруженных очагов возгорания".
"Проанализировав ситуацию с лесными пожарами на арендованных лесных территориях, и увидев, что арендаторы принимают недостаточно мер по сохранению лесов, мы подготовили законопроект, предусматривающий возложение обязанности по тушению лесных пожаров на арендованных лесных участках на лесопользователей. Согласование по этому законопроекту практически завершено. Мы ждем заключения минюста и будем вносить его в правительство РФ", - заявил Читоркин.