Россия "приручает" Грузию экономически

Читать на сайте Вестник Кавказа

По данным статистического ведомства грузинского правительства (Грузстат), РФ прочно удерживает первое место среди внешнеполитических партнеров страны по объему импортируемой продукции и второе место (после Турции) по внешнеторговому обороту. Но поскольку именно экспорт на внешние рынки является наиболее важным фактором развития экономики, притока валюты, пополнения бюджета и создания рабочих мест, то экспортные показатели всегда привлекают к себе особое внимание, позволяя судить и о внешнеполитических приоритетах страны.

Однако специфика грузино–российских отношений в торгово-экономической сфере заставляет усомниться в универсальности этой формулы. Грузинское правительство проводит однозначно прозападную внешнюю политику: Тбилиси оформил с ЕС Соглашение об Ассоциации и основополагающий договор "О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли"; неоднократно подтверждал неизменность политики по вступлению в НАТО; на территории Грузии по два раза в год проводятся масштабные военные маневры с участием нескольких государств, членов Североатлантического альянса.

А вот упрямые цифры: по данным Грузстата, с января по июль из Грузии в РФ экспортировано товаров стоимостью $303 млн, что на 26% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Ни в какое сравнение экспорт в любую другую страну не может даже сравнится с этим показателем, тем более в плане ежегодного стабильного экспорта.

Зона свободной торговли с ЕС с 2014 года привлекает огромным, почти полумиллиардным рынком, но Европейский союз строго ограничивает импорт грузинских товаров системой количественных квот, а также требованием привести в соответствие с европейскими нормами продукцию грузинских производителей, вплоть до определения "формы изгиба огурца" и так далее.

Неузнаваемость грузинских вин и невозможность пробиться в европейские сети розничной торговли, где предпочитают брать продукцию у проверенных поставщиков, также стали труднопреодолимым препятствием. Поэтому грузинские виноделы, виноградари, производители фруктов, овощей и минералки стремятся на тот рынок, где нет столь строгих норм, а грузинская продукция все еще узнаваема.

Странность и непривычность ситуации в том, что Грузия сейчас пользуется экономическими преференциями на огромном российском рынке практически на том же уровне, что члены СНГ, хотя и не входит в Содружество. Объяснить такую можно лишь тем, что Москва целенаправленно пытается заинтересовать грузинские элиты преимуществами сотрудничества именно с РФ, чтобы постепенно выкристаллизовать пророссийское хозяйственное и политическое лобби в грузинском истеблишменте.

Уже существуют целые кластеры грузинской экономики, субъекты которой тесно завязаны с Россией и не желают разрыва связей, поскольку это чревато потерей тысяч рабочих мест и невозможностью выполнения банковских обязательств по займам, обеспеченным недвижимостью, в том числе жильем. Наглядной иллюстрацией стали последние события, когда Москва запретила прямые авиарейсы в Грузию, где сразу значительно упала туристическая индустрия, особенно в приморской зоне, что привело к открытому недовольству мелких предпринимателей – социальной и электоральной опоры любой власти. Насколько действенной окажется такая тактика для корректировки внешнеполитического курса Грузии, покажет ближайшее будущее: в 2020 году в стране пройдут решающие парламентские выборы.