Почему затопило Иркутскую область
Читать на сайте Вестник КавказаНапасти в виде стихийных бедствий, обрушившихся на Россию, специалисты связывают с климатическими изменениями. "В последние 6-7 лет мы ежегодно фиксируем рост опасных явлений в 2,5-3 раза относительно предшествующего десятилетия. Опасные явления стали более частыми, и причина - климатические изменения", - говорит руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Максим Яковенко.
Он назвал несколько причин наводнения в Иркутской области: метеорологические, гидрологические и местный образ жизни. Что касается метеорологических, то традиционно осадки выпадали в Иркутской области во второй половине июля, а в этом году сезон обильных осадков начался на месяц раньше. "В мае закончилось половодье, связанное с окончанием снежного сезона, почва была переувлажнена, и тут пришли осадки. Первый пик был 10-11 июня, когда за полтора дня выпало около месячной нормы осадков, и начался первый пик паводков. Но уровни не дошли до критических отметок: они были около 6,5 метров, до 7 метров не достигало. Тогда Тулун и Нижнеудинск пережили легкий испуг. Спустя четыре-пять дней пришел второй период осадков, когда за 15-16 июня выпало фактически полуторамесячная норма осадков. 18-19 июня была началась волна паводка, где уровень достигал 7 метров, но не превышал критическую отметку. Психологически у всех граждан, если критическая отметка не превышена, значит, делать ничего не надо. Поэтому все расслабились, испугались, но не более того. В конце июня пришел очередной циклон, в южной и западной части Иркутской области была катастрофическая ситуация, потому что за два дня выпала 3,5-месячная норма осадков. Это привело к тому, что к концу июня наводнения и паводки пошли по всем городам".
Гидрологические причины сводятся к следующему: рельеф местности и предварительное переувлажнение почвы за май и первую половину июня привели к тому, что воде, которая пришла с осадками, некуда было деваться. Она скапливалась и шла вниз.
Говоря о третьей причине – местных условиях, Яковенко назвал застройку поймы: "Во всех пострадавших населенных пунктах пойма была застроена. Несмотря на то, что в пойме строить нельзя, у нас степень опасности притуплена, поэтому не имея другой земли, мы строим там, где нам хочется. Пойма - это самое лучшее, потому что и водичка рядом, и для огорода хорошо, и жить хорошо. Кроме того, когда строятся защитные гидротехнические сооружения, образуются места сужения потока. Когда большая масса воды летит, она входит в искусственное ограничение и потом, если ей некуда идти вперед, она просто переливается через это ограничение. Так и произошло. То есть был затор у автомобильного моста, железнодорожного моста в Тулуне, поэтому вода стала скапливаться, и произошел перелив через дамбу, когда за полтора часа уровень воды возрос на 3,5 метра. Была такая катастрофическая ситуация с 29 июня. Потом осадки прекратились, и вода стала уходить. Но 12-13 июля опять пришли осадки в верховьях бассейнов рек, которые питают Ию, Уду, и было опять повышение воды. 24-25 июля пришла пятая волна паводка, связанная с тем, что шли катастрофические дожди. За 25-27 июля выпала двухмесячная норма осадков. Спустя три дня мы получили пятую волную паводков - 11,5 метров".