Америка продолжает санкционную атаку на Иран

Читать на сайте Вестник Кавказа

США продлили действие санкций по ядерной программе Ирана, соответствующее распоряжение подписал глава Госдепартамента Майк Помпео.

В нем говорится, что Америка стремится к тому, чтобы "лишить Иран любого пути к ядерному оружию". Ограничения же, сказано в документе, помогут удержать контроль над гражданской ядерной программой Тегерана, сократить риски ее распространения и ограничат способности ИРИ уменьшить "время прорыва" для создания ядерного оружия.

"Пока иранский режим продолжает отвергать дипломатию и расширять свою ядерную программу, экономическое давление и дипломатическая изоляция будут усиливаться", - цитирует распоряжение ТАСС.

Кроме того, в документе Иран характеризуется как "лидирующее в мире государство - спонсор терроризма", по-прежнему использующее свою ядерную программу для "вымогательства у международного сообщества и угроз региональной безопасности".

Однако при этом, как заявил советник американского президента по национальной безопасности Джон Болтон, еще на 90 дней продлеваются исключения из санкций в отношении ядерных объектов Ирана, в частности, таких проектов, как реконфигурация тяжеловодного реактора в Араке, перестройка центра по обогащению урана в Фордо, АЭС "Бушер" и исследовательского реактора в Тегеране.

По сведениям газеты Washington Post, данное решение спровоцировало разногласия внутри американской администрации. Президент США Дональд Трамп принял позицию главы Минфина Стивена Мнучина, выступавшего за продление исключений. Помпео и Джон Болтон были против.

Накануне Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США сообщило о внесении в свой "черный список" главы МИД Ирана Мохаммада Джавада Зарифа.

Заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание прежде всего на введение санкций против министра, поскольку это новый элемент в санкционной войне, а обычные санкции уже неоднократно вводились, продлевались и усиливались.

"В отношении конкретно главы МИД Ирана этот шаг давно назревал, учитывая огромный личный опыт Зарифа, его международный авторитет. Непосредственным толчком для принятия решения явилось выдвижение Российской Федерацией концепции региональной безопасности. Зариф является наиболее авторитетным специалистом именно в этом вопросе, в проблематике региональной безопасности вообще на Ближнем Востоке и в районе Персидского залива в частности. Он в личном качестве выступал на целом ряде международных форумов по этой проблематике и ставил иногда представителей США и Запада в очень сложное положение - потому что его выступления по этой тематике, как правило, были наиболее яркие и интересные, он вносил конкретные предложения, а спорить никто не решался, но и соглашаться, конечно, с Ираном никто не хотел. Поэтому после его выступлений воцарялась неприятная тишина, и западники просто их игнорировали и не говорили ни "за", ни "против". Теперь, с выдвижением нашей инициативы, американцы хотят вывести из игры крупнейшего специалиста по вопросам региональной безопасности - и как министра, и как специалиста, чтобы так или иначе заблокировать его деятельность", - поведал эксперт.

Говоря о продлении санкций, он отметил, что, по всей видимости, США твердо взяли курс на обострение ситуации в регионе. "В последние месяцы данные об экспорте их оружия показывают, что серьезно притормозилась реализация тех обещаний, которые давались американцам разными странами в отношении получения вооружений. И США хотят подтолкнуть их угрозой региональной войны к тому, чтобы все-таки все, о чем договаривались, было закуплено, а, может быть, еще и сверх этого. Я связываю всю эту американскую возню с тем, что, по данным статистики, 51% поставок вооружений в регион – это поставки США, в то время как в целом в мире их поставки не превышают трети вооружений, то есть, для Ближнего Востока они особенно важны. Американцы хотят сохранить эту роль. Для этого нужна все более острая ситуация, не обязательно даже война, но предвоенная ситуация. Другое дело, что удержать уровень предвоенной ситуации, может быть, и не удастся, и в результате искусственно взвинченных Западом и США шагов начнутся военные действия", - предупредил дипломат.

По словам Андрея Бакланова, спектр ответных шагов, которые мог бы предпринять Вашингтон, очень невелик. "Меня очень беспокоит, что иранцы, видя такую несправедливость, подлость позиции США, Запада, сами начинают втягиваться в силовой сценарий, стремясь показать, что их не запугать и так далее. Эмоционально их негодование и протест можно понять. Но если спокойно разобраться, взять политическую ситуацию, то получается, что Иран начинает играть по тем лекалам, которые сделали для них США, выходя частично из соглашений и предпринимая какие-то меры силового характера. Я думаю, что иранцы должны еще раз все взвесить. Мне кажется, что они начинают идти по ложному пути", - заявил эксперт.

Заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов также предположил, что ситуация в отношениях между Вашингтоном и Тегераном может переломиться в позитивном направлении только если произойдет серьезная передвижка в соотношении сил между теми, кто нагнетает обстановку, и теми, кто стремится к ее нормализации, – и в регионе, и в мире в целом, и в США. "Пока я таких позивных подвижек не вижу. Например, серьезность ситуации подвинула Россию к тому, что мы вышли с развернутым альтернативным планом действий. На нас острота ситуации подействовала адекватно, мы стали более активно себя вести. Если это адекватно подействует и на другие стороны и страны, то что-то может измениться. Но пока на это не очень похоже", - уточнил он.

При этом эксперт решительно опроверг возможность какого-либо влияния на ситуацию от результатов президентских выборов в США, которые состоятся в следующем году. "Они не имеют такого большого значения, какое им приписывают. Ну, выбрали Трампа президента США, но его деятельность фактически заблокирована. За весь период пребывания у власти он не сделал ничего, что могло бы быть ассоциировано с его именем. У него есть определенные идеи. Но главным образом действия президента США определяются не тем, что он думает, а каково соотношение сил, силовых линий в руководстве страны. Президент США в значительной степени детерминирован в своей деятельности тем, что ему диктуют те или иные центры и силы в США. Так что представление о том, что если к власти придет новый президент, то будет новая политика, наивно. Этот подход к анализу деятельности руководства США себя уже много раз не оправдывал, и мне кажется, что в настоящее время нужно отходить от этих штампов 50-х, 60-х, 70-х годов и больше заниматься выяснением гораздо более сложного вопроса: кто стоит за тем или иным силовым элементом в позиции США, что они считают, какое соотношение между ними. Не стоит концентрировать все на фигуре президента США, он не фокусник и не может делать по своему желанию то, что он хотел бы. Он является олицетворением соотношения сил в истеблишменте США", - добавил Андрей Бакланов.