Иран готовится к торгам по СВПД?
Читать на сайте Вестник КавказаНакануне в Вене состоялась встреча Совместной комиссии по выполнению ядерной сделки на уровне политдиректоров. Она прошла на фоне шагов Ирана по сворачиванию обязательств и обострения обстановки в Персидском заливе. По ее итогам стороны договорились провести в скором времени встречу на уровне министров.
В свою очередь, официальный представитель министерства иностранных дел Ирана Аббаса Мусави, комментируя итоги встречи, заметил, что она не дала Тегерану гарантий соблюдения его интересов.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин заявил, что встреча в Вене была необходима для участников СВПД, однако кардинальных перемен в иранском вопросе от нее ожидать не стоило. По его словам, встреча была важна для того, чтобы ее участники могли обменяться мнениями относительно сложившейся ситуации, однако для Ирана принципиальным является вопрос экспорта нефти.
"Несмотря на то, что эта платежная система INSTEX все-таки начала действовать, действует она очень узко, сейчас речь идет только о работе с гуманитарными товарами – медикаментами, медицинском оборудовании, продовольствии и тд. Вопрос поставок нефти там решается гораздо сложнее, а для Ирана сейчас это самое главное. Поэтому мне кажется, заявление замминистра иностранных дел Ирана по этому вопросу – один из вариантов, чтобы каким-то образом подстегнуть европейцев более активно работать в рамках INSTEX, чтобы эта система могла обеспечить экспорт иранской нефти", - отметил Сажин.
По словам эксперта, сейчас этого не происходит, поэтому иранская сторона будет продолжать проводить постепенный отказ от выполнения требований СВПД. "Мы знаем, что сейчас идет второй этап (выхода Ирана из СВПД – прим ред). Иранцы разбили весь этот процесс на 60-дневные этапы. Сейчас идет второй этап, который закончится в первой половине сентября. В рамках него предполагается повышение уровня обогащения урана с 3,67% до 4,5%, и они уже это сделали. Кроме того, идет большая работа вокруг тяжеловодного реактора в городе Араке. Этот реактор в технологических задачах мог при своей работе уже окончательно после запуска производить в год около 10 кг оружейного плутония, чего достаточно для создания двух ядерных зарядов. Конечно, просто так из этого плутония заряд не сделать, это очень сложный процесс, но это "горючее" уже можно изготовить", - продолжил эксперт.
Сажин напомнил, что вокруг реактора в Араке велось много споров еще до принятия СВПД. "Специалисты из Ирана, США и Китая должны были переформировать этот тяжеловодный реактор для того, чтобы он выпускал всего около 1 кг плутония. И главная цель действия этого реактора – производство изотопов, прежде всего, для медицины. Но в 2017 году из проекта вышли американцы, а их место заняли англичане. Теперь главный вопрос – насколько эта группа по переформатированию реактора смола продвинуться, так как Тегеран недавно заявил, что в ближайшее время запустит реактор. Остается вопрос, запустят ли они его на старой технологической базе, или на новой. Здесь большое значение будут иметь инспекторы МАГАТЭ, которых пока не выгнали из Ирана. И они, конечно, должны очень тщательно следить за тем, какие шаги в этом плане предпринимает Иран", - пояснил Сажин.
При этом эксперт подчеркнул, что на сегодняшний день иранские власти не предпринимали никаких радикальных шагов, так как понимают возможные последствия. "Но ситуация, в целом, очень тревожная, поэтому теперь многое будет зависеть от европейцев. Если они смогут все-таки обеспечить хотя бы частичный экспорт иранской нефти, это будет положительный момент. Иранская экономика находится сейчас в очень сложном положении, за 14 месяцев экспорт нефти упал в 8 раз. Сейчас Иран официально экспортирует около 300 тыс баррелей нефти в сутки, а 14 месяцев назад эта цифра составляла 2,5 млн. Если европейцам удастся наладить экспорт нефти, то, вероятно, движение Ирана к выходу из СВПД будет несколько замедлено", - добавил эксперт.
"Другой очень важный вопрос – это отношения между США и Ираном. Если каким-то образом эти отношения могут быть смягчены, то есть надежда, что в каком-то виде СВПД продолжит существовать. Поэтому сейчас и в регионе, и мире важнейший вопрос – динамика отношений между Вашингтоном и Тегераном", - заключил Владимир Сажин.