Обзор прессы Кавказа 21 - 28 июля
Читать на сайте Вестник КавказаВ Дагестане крупные промышленные предприятия завершают выполнение гособоронзаказа и наступает период, когда необходимо заполнять освободившиеся ниши, пишет газета "Дагестанская правда". В числе наиболее адаптировавшихся к новым условиям предприятий названо ОАО "Концерн КЭМЗ", которое прошло через масштабную модернизацию и готово к участию в любых компетенциях. АО "Завод Дагдизель" и АО "Завод им. Гаджиева" также имеют потенциал для роста и привлечения дополнительных заказов. Сейчас перед отраслью стоит задача вывести их на размещение собственных заказов.
Выступая на заседании правительства республики, премьер-министр Артем Здунов подчеркнул необходимость анализа государственных закупок и налаживания выпуска качественных товаров и по приемлемой цене. "Размер инвестпрограммы в Дагестане достиг 18,7 млрд рублей, и это реальная возможность для замещения нашими предприятиями тех товаров, которые мы закупаем по линии строительства, медицины, образования, спорта и так далее", — сказал премьер. По словам замминистра промышленности и энергетики РД Батыра Эмеева, за последнее время наиболее успешно развивались предприятия, которые расширили кооперационные связи с крупными российскими корпорациями, холдингами, концернами, компаниями, с такими как ПАО "Россети", ГК "Ростех", ПАО "Газпром", ПАО "НК "Роснефть". В связи с реализацией ГК "Ростех" непрофильных активов создана рабочая группа по передаче ОАО "Концерн "КЭМЗ" новых производственных компетенций. Кроме того, в рамках Соглашения о сотрудничестве между республикой и ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" реализуется план мероприятий по взаимодействию по производству продукции и комплектующих. В целях развития кооперации с ПАО "Россети" есть договоренность по участию в проектах компании, в рамках которых предусмотрена модернизация систем учета электроэнергии путем установки "умных" счетчиков. Также предусматривается выпуск линий ЛЭП, опор, комплектующих для трансформаторных пунктов и подстанций. С помощью заинтересованных ведомств и министерств предполагается привлечь средства федерального бюджета в 2019 году в рамках участия в мероприятиях государственных программ в объеме 6,2 млрд рублей.
* * *
С января по апрель миграционный прирост населения России увеличился на 57,4%, превысив значения всех предшествующих десяти лет, в первую очередь, за счет мигрантов с Украины и из Армении. Об этом сообщает портал panarmenian.net со ссылкой на данные Росстата. За указанный период из Армении в РФ прибыли 12,8 тыс. человек, в то время как в 2018 году этот показатель составлял 4,9 тысячи. А за весь прошлый год в Россию из Армении эмигрировало почти столько же человек (14,3 тысячи), сколько в течение первых четырех месяцев этого года.
Газета "Голос Армении" считает темпы роста оттока населения тревожными. Завышенные надежды на постреволюционный рай столкнулись с мрачной реальностью и рассыпались. За полтора года качество жизни в стране резко ухудшилось, произошли массовые сокращения рабочих мест, принципы социальной справедливости деградировали. Словом, жить в Армении комфортнее не стало, хотя был обещан идеальный комфорт, сетует издание.
В мае прошлого года премьер-министр страны Никол Пашинян в ходе встречи с представителями армянской диаспоры России в Сочи говорил о важности репатриации, о том, что стратегия нового правительства направлена на создание предпосылок к возвращению армян на родину. "Мы благодарим братскую Россию за такие условия, в которых вы можете мирно жить и работать. Но вместе с тем хотим сказать, что будем работать над тем, чтобы вы могли вернуться в свои дома, в свободную Армению. Я также хочу сказать, что нашей целью является великая репатриация - концентрация человеческого, финансового, экономического, духовного, научного потенциала или значительной части армянского народа в Республике Армения и обеспечение ее безопасности и нормального развития", - сказал Пашинян. Он призвал всех армян, всех российских и армянских бизнесменов РФ приехать в Армению и сделать инвестиции, создать рабочие места, заверив, что в новой Армении каждая инвестиция будет защищена.
Сейчас, замечает издание, премьер-министр все реже говорит о репатриации, реже он призывает инвестировать в Армении, поскольку осознает, что его же стараниями деловой климат в стране, по выражению автора статьи, практически похож на стихийное бедствие, а провозглашенная судебная реформа, предполагающая хирургическое вмешательство, лишила инвесторов реальной защиты. Судя по всему, этап вдохновенных речей Пашиняна прошел, равно как и этап общественной наивности, и тех, кто это осознает, кто начинает чувствовать себя обманутым, становится больше. Иллюзия великой репатриации превращается в реальность великой эмиграции, заключает автор.
* * *
Международный аэропорт "Сухум" им. Владислава Ардзинба получил статус аэропорта совместного базирования. Соответствующее распоряжение подписал президент Абхазии Рауль Хаджимба. Оно предусматривает использование сухумского аэропорта для размещения гражданских и государственных (военных) судов в соответствии с Воздушным кодексом страны, сообщает агентство "Абхазия-информ". По словам председателя Госкомитета по управлению государственным имуществом и приватизации Вахтанга Пипия, работа над проектом реконструкции аэропорта была начата в 2018 году: привлечен российский инвестор, на стадии завершения работа над проектно-сметной документацией. До первого ноября 2019 года должны быть подготовлены нормативно-правовые акты в области использования воздушного пространства республики, авиации и выполнения мероприятий по обеспечению функционирования международного аэропорта. После реконструкции аэропорт сможет принимать от трех до пяти тысяч пассажиров в сутки (уровень 1988 года) и использоваться для регулярных авиационных грузоперевозок. "Без запуска аэропорта невозможно создание транспортной базы. Более того, мы работаем над проектом открытия большого морпорта для осуществления морских грузоперевозок", - сообщил Пипия.
Начальник отдела госрегулирования гражданской авиации Госуправления по транспорту Заур Эшба сообщил, что за 27 лет простаивания аэропорта потеряно немало специалистов. В то же время сохранились специалисты среднего звена и уже сегодня можно приступить к отбору и подготовке кадров.
В свою очередь, командующий ВВС РА Адгур Гунба сказал, что у них готовы четыре диспетчера и авиационно-технический состав.
Аэропорт "Сухум" был построен в середине 1960-х в селе Бабушара Гулрыпшского района, в 18 км к юго-востоку от Сухума, на берегу Сухумской бухты Черного моря, что обеспечивает посадку воздушных судов с двух сторон. Это выгодно отличает его от аэропорта города Сочи. Длина взлетно-посадочной полосы, составляющая 3,6 км, позволяет аэропорту принимать практически все типы гражданских самолетов. Портал "Спутник-Абхазия" пишет, что до начала 1990-х годов из аэропорта совершались рейсы во многие города СССР, а вертолетными линиями Сухум был соединен с несколькими населенными пунктами Абхазии. В годы грузино-абхазской войны оба здания аэровокзала и гостиница аэропорта были повреждены, а взлетно-посадочные полосы заминированы. В 1993 году аэропорт был закрыт. К 2000 году полосы полностью разминировали, старое здание аэровокзала отремонтировали и стали использовать их для осуществления внутренних полетов: в село Псху и приема спецрейсов ООН и самолетов из России.
В 2006 году Международная организация гражданской авиации ICAO аннулировала код аэропорта Сухум и изъяла информацию о нем из своих документов. С тех пор запись о возобновлении его действия не была внесена. Аэропорт закрыт для международного сообщения. Авиакомпании - члены международного воздушного союза IATA не выполняют полеты в Абхазию. Во избежание санкций IATA российские авиакомпании также не летают в Сухум. В августе 2008 года во время вооруженного конфликта в Южной Осетии в аэропорту впервые за 15 лет произвели посадку военно-транспортные самолеты России, которые доставили десантников и военную технику. Сегодня аэропорт используется для базирования ВВС Абхазии, состоящих из пяти легких штурмовиков L-39 и шести вертолетов.
* * *
Газета "Северная Осетия" сообщает, что в республике началось осуществление важного инфраструктурного проекта – строительства прямой дороги "Владикавказ – Моздок" протяженностью 57 км. Выросло уже не одно поколение жителей Северной Осетии, не знающих короткого пути между двумя старейшими, крупнейшими и важнейшими городами республики. Доктор исторических наук, профессор Руслан Бзаров, отметил, что дорога должна вдвое сократить время проезда и преодолеть отрыв Моздокского района от остальной территории республики. Председатель Комитета по вопросам ЖКХ и строительной политике парламента РСО–А Эльбрус Бокоев заявил, что в прошлом году республиканским парламентом после договоренностей главы Северной Осетии на федеральном уровне о реконструкции этой дороги в бюджете республики на финансирование этого объекта было предусмотрено 255,5 млн руб. Однако это лишь чуть больше 10% от стоимости современной автомагистрали. Свыше 2 млрд рублей выделено из федерального бюджета.
Такие крупные региональные проекты нельзя рассматривать в качестве самоокупаемых. Они дают косвенный, социально-экономический эффект и, прежде всего, эффект "общественного блага". Развитие транспортной инфраструктуры изменит географию экономической активности региона. Транспортные потоки в восточную часть Кавказа пойдут именно по этой дороге, уменьшится стоимость грузопассажирских перевозок, увеличится товарооборот внутри республики и с соседними регионами. Сокращение протяженности республиканских и межмуниципальных дорог, их качественно новый уровень повлекут за собой снижение затрат на обслуживание. Ожидается и снижение стоимости проезда из одного города в другой для населения, сейчас она составляет 300 рублей.
* * *
"Опустел без туристов Тбилиси" - так озаглавлена статья на портале "Спутник-Грузия". Многие эксперты утверждают: для туристической сферы страны это лето будет провальным. Солидная часть россиян отменила свой отпуск в Грузии. "В этом районе уже три гостиницы закрылось и два ресторана, потому что работы нет. Я тоже собираюсь закрываться по этой же причине. Зимой мы надеялись, что придет лето, будет хорошая торговля, а так как нет россиян – денег у нас тоже нет", - рассказывает Нино, владелица сувенирного магазина на улице Коте Апхази. Она возмущена действиями журналиста Георгия Габуния, оскорбившего президента Путина, и теперь уже бывшего гендиректора телеканала Rustavi2. "В итоге кто пострадал? Конечно же, мы, простые люди! Да, туристы по-прежнему есть, но теперь это в основном индусы, арабы, турки. Они не покупают нашу сувенирную продукцию, не едят нашу еду. Они открыли здесь кучу своих ресторанов и работают сами на себя. Им хорошо! Самые хорошие туристы – это русские. Они тратятся, они интересуются многим, они не жалеют денег на прогулки, развлечения, подарки", - говорит собеседница.
Руководитель туристического агентства, расположенного по соседству, Жанна говорит: "События с 20 на 21 июня сильно на нас повлияли. Видимо, туристы теперь боятся приезжать в Грузию. Много из России туристов, которые должны быть приехать, отменили брони. Хотя у нас ничего страшного не происходит, но люди все-таки побоялись".
Но не все работники туристической сферы впали в отчаяние. Сотрудник турфирмы "Мтквари" Грант Мурадов заметил сокращение количества туристов лишь на 15-20%: "Туристы как были, так и есть. Едут отовсюду - из Азии, Африки, много из Арабских Эмиратов. Недавно возили группу из России. Сейчас россияне летят через Беларусь, Армению, Турцию, другие страны. Чаще стали приезжать на машинах. Я не могу сказать, что отмена прямых авиарейсов с Россией совсем отпугнула русских".
А вот Гоги, занимающийся извозом туристов на экскурсионном открытом авто, сильно озабочен: "Я среди коллег последний остался, кто приходит и ждет, что будут клиенты. Я просто тут рядом живу. А остальные уже даже не приезжают – смысла нет. Мы очень надеемся, что это закончится скоро".