Зачем Узбекистан закупает у России новые вооружения
Читать на сайте Вестник КавказаВ последние недели СМИ писали о контрактах, заключенных с Узбекистаном на закупку новейшей российской военной техники. Многочисленные сделки свидетельствуют о решимости Ташкента перевести переговоры о продаже оружия с Москвой на более высокий уровень. Как отмечает Jamestown Foundation в материале Uzbekistan Leans on Russia for New Military Equipment, в 2017 году Узбекистан взял на себя обязательство модернизировать вооруженные силы в рамках пятилетней стратегии развития.
Другим фактором, который мог спровоцировать нынешнюю активность министерства обороны Узбекистана, стала внутриафганская конференция в Катаре, где речь шла о мирной резолюции. Ташкент многое поставил на карту в этом процессе, и любой вывод западных (в частности, американских) войск в результате выполнения резолюции будет иметь прямые последствия для безопасности страны. В этом случае Узбекистану придется взять на себя исключительную ответственность за защиту своей границы с Афганистаном.
Среди оборонных контрактов между Москвой и Ташкентом, упомянутых в СМИ, стоить отметить приобретение Узбекистаном 12 военных вертолетов Ми-35М, поставки которых должны начаться в конце 2019 года (РИА Новости, 8 июля). Эти транспортные вертолеты, которые также могут быть использованы для атаки наземных целей, производятся с 2000-х годов. Кроме того, Узбекистан, как сообщается, заказал неуказанное количество бронетранспортеров БТР-82А (АМЗ), способных перевозить трех членов экипажа и семь солдат (РИА Новости, 8 июля). АМЗ является последней версией линейки БТР, которые Россия производит с советских времен (1986). Ранее Ташкент также приобрел несколько десятков бронетехники специального назначения ВПК-233136 ”Тигр”, способных перевозить до семи военнослужащих (ТАСС, 25 июня).
Помимо модернизации вооружений для сухопутных войск, Узбекистан планирует договориться о контрактах для военно-воздушных сил и заказать новые истребители и радиолокационную систему. В частности, Ташкент ведет переговоры о покупке многоцелевых истребителей Су-30СМ, которые Россия задействовала в Сирии против антиправительственных сил в 2015 году (РИА Новости, 8 июля). Узбекистан также выразил заинтересованность в приобретении радиолокационных систем ”Сопка-2”, контролирующих воздушное пространство, а также в модернизации существующих военных радиолокаторов страны до уровня ”Сопка-2” (РИА Новости, 8 июля).
Более тесное военное сотрудничество между Россией и Узбекистаном началось после первой поездки президента Шавката Мирзиеева в Москву в апреле 2017 года и ответного визита президента Владимира Путина в Ташкент в октябре 2018 года. Хотя в целом было очевидно, что во время этих встреч стороны обсуждали вопросы военного сотрудничества и модернизации узбекской военной техники российскими активами (Газета.ру, 5 апреля 2017 года, Кремль.ру, 18 октября 2018 года), детали переговоров всплывают только сейчас. И, несомненно, недавние закупки Узбекистаном российских вооружений, наряду с продолжающимися переговорами двух сторон, являются следствием встреч на высшем уровне.
Крупный прорыв в военном сотрудничестве произошел после 12-летней паузы, когда Россия и Узбекистан провели первые двусторонние военные учения в 2017 году (EDM, 22 октября 2018 года). В 2016 году Узбекистан вновь начал направлять своих военнослужащих в учебные заведения в России после приостановления программы в 2012 году (Podrobno.uz, 29 ноября 2016 года). По сообщениям, Москва гарантирует финансирование недавних закупок Ми-35М и Су-30СМ за счет некоего экспортного кредита, предоставленного правительству Узбекистана в 2017 году (РИА Новости, 8 июля). Серьезным мотивом для Ташкента принять российский кредит могло быть согласие Москвы после встречи глав государств в октябре 2018 года продавать военную технику Узбекистану по внутренним ценам. В настоящее время Узбекистан единственная страна, не входящая в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая пользуется подобной привилегией.
Военная модернизация включена в пятилетнюю стратегию Узбекистана на 2017–2021 годы, в которой прямо говорится о ”повышении боевой мощи и боеспособности вооруженных сил” (Lex.uz, 7 февраля 2017 г.). Недавние закупки военной техники Ташкентом демонстрируют, что основное внимание уделяется сухопутным силам страны - большинство контрактов касалось модернизации парка транспортных средств. В то же время закупки новых и самых современных систем подчеркивают серьезность действий правительства в деле подлинной модернизации вооруженных сил.
Ряд факторов свидетельствует о том, что усилия Узбекистана по модернизации военного арсенала связаны с изменяющейся ситуацией в Афганистане. Ранее в этом году начальник штаба Вооруженных сил Узбекистана генерал-майор Павел Эргашев сообщил о смещении ”центров нестабильности” в северном Афганистане (в районах, близких к Узбекистану или граничащих с ним), что, по его мнению, ставит под угрозу стабильность в Центральной Азии (Gazeta.uz, 21 февраля). По его словам, Россия также обеспокоена ситуацией в Афганистане и регулярно публично выражает озабоченность по поводу возможного ее распространения на Среднюю Азию (Mil.ru, 24 июня).
Большая часть нового оборудования будет представлять собой следующие версии систем, которыми вооруженные силы Узбекистана уже обладают. Тот факт, что контракты на закупки были заключены после интенсивных мирных переговоров в Афганистане, поддержанных Узбекистаном, не является простым совпадением. При условии последующего краткосрочного или среднесрочного вывода американских войск из региона, бремя защиты афгано-узбекской границы будет лежать исключительно на Ташкенте. Таким образом, подобные политические изменения побуждают Узбекистан как и прежде приобретать военную технику у России.