Георгий Пинхасов: "Фотография не должна быть красивой, она должна быть загадочной"
Читать на сайте Вестник КавказаВ музее архитектуры имени Щусева проходит выставка экспериментальной лаборатории Magnum Live Lab, организованная Комитетом по туризму города Москвы совместно с международным фотоагентством Magnum Photos. В экспозицию вошел 121 лучший кадр от трех фотографов агентства, которые работали в Москве зимой и летом. С одним из них, фотохудожником Георгием Пинхасовым, живущим в Париже, "Вестнику Кавказа" удалось поговорить на открытии выставки.
- Как вы работали на проекте Magnum Live Lab в Москве?
- Мы снимали эти две недели. Я просто ходил по Москве, снимал везде. Алекс Уэбб из США и Марк Пауэр из Великобритании (другие два фотографа, участвовавшие в проекте, - прим. ред.) они очень талантливые и интересные фотографы. Они ходили своими "дорожками", а я своими.
- Можете о своих "дорожках" рассказать подробнее?
- Я заходил даже в самые банальные места и находил там что-то новое - на Красной площади, на Измайловском вернисаже, где продают антиквариат.
- В чем экспериментальность выставки?
- До вернисажа обычно никого не пускают на выставку, а сюда в течение двух недель приходили люди, наблюдали за нашим творчеством.
- В Москве часто бываете?
- Часто. У меня здесь квартира. Есть и машина, но в последнее время я перестал на ней ездить, потому что транспорт стал более выгодный - дешевое такси, в метро есть WiFi, что очень важно. К сожалению, ни в Париже, ни в Лондоне этого нет. Москва меняется. Здесь заботятся о новом поколении, о поколении смартфонов.
- Вы снимали во многих городах, какой город вы бы назвали самым фотогеничным?
- Фотогеничные города тяжелее всего фотографировать. Очень красивая Венеция, например, но фотографировать там вообще невозможно. Слишком красиво. Это недостаток. У фотографии другие ценности - она должна быть более загадочной.
- 10 лет назад у вас была выставка "С любовью о Баку". Можете рассказать о ней?
- Выставка проходила в Центральном выставочном зале "Манеж" в 2009 году. Мы делали ее вместе с журналом "Баку", а куратором была очаровательная Лейла Алиева. Баку - очень красивый город, который все время меняется. 10 лет назад там была видна страсть к инновациям. Я был в Баку в молодости. Это старинный город. Сейчас чувствуется модерн - новые здания, новые отношения, новое пространство, чисто все. Это один из самых красивых городов бывшего Советского Союза.
Потом мы делали в Лондоне выставку, когда Лейла ханум там училась. Теперь я все жду, когда меня снова пригласят в Баку, чтобы поснимать там.
- А что вы снимали в Баку весной 2009 года?
- Интерьеры, агломерации с раскопками, богатство стола, новые перспективы, фонтаны. Это немного по-туристически выглядит в словах, а на деле я старался снимать, чтобы это было оригинально. Моя задача была снять так, как не снимал никто другой.
- Какие у вас остались впечатления от Баку?
- Замечательная архитектура, кухня, люди очень хорошие. Самое главное, что город меняется. Там у меня есть друзья, замечательные фотографы. Недавно мы с ними встречались в Тбилиси, и они рассказали, что Баку продолжает меняться.
- В Баку есть своя школа фотографов?
- Там есть группа. И в Тбилиси есть группа. В этом году у меня был мастер-класс в Тбилиси. Для меня это тоже один из самых приятных, родных городов. Я часто приезжаю в Тбилиси, встречаюсь с друзьями. Помню, давно снимал там грузинскую керамику, как работают студенты- керамисты в академии; встречался с Сергеем Параджановым, со многими другими художниками; знал художника Николая Игнатова.
- В 1979 году по приглашению Андрея Тарковского вы документировали съемки "Сталкера". Как вам работалось с Тарковским?
- Для меня он интересен не тем, как с ним работалось, а его шедеврами. Я очень люблю его фильмы, мне повезло помогать Тарковскому, фотографировать на его площадке. Мне повезло снимать его самого. Помню, как мы с ним гуляли рано утром на Ленинских горах, сейчас это Воробьевы горы. Это целый кусок жизни. Тарковский - уникальный человек, один из самых талантливых людей, которых я знал. Его герои говорили о важных вещах. Но не развлекал, а заставлял задуматься. Он считал, что совесть спасет мир; его фильмы, его персонажи были очень спиритуальны. При этом он видел красоту. Когда мы в мае 1979 года гуляли по лесу как два кинооператора, как два фотографа, то видели удивительные пейзажи, ветки давали красивые линии, цвет падал замечательно. Тогда Тарковский сказал, что хотел бы снять подобные состояния, как почки лопаются, в Павловске, в фильме "Идиот" по роману Достоевского. Но не успел этого сделать.