Шамиль Кашаф: "Баку стал одной из важнейших столиц мира – центром принятия не только политических решений, но и религиозных"
Читать на сайте Вестник КавказаВ Баку стартовал международный симпозиум "Исламская цивилизация на Кавказе", организованный Азербайджанским институтом теологии, Центром изучения истории, искусства и культуры ислама Организации исламского сотрудничества и Институтом востоковедения им. академика Буниятова НАНА. На форуме выступают ученые, исследователи и эксперты по исламской цивилизации из России, Азербайджана Турции, Грузии, Ирана, Украины, Казахстана, Узбекистана, Молдавии, США, Австралии, Египта, Саудовской Аравии.
В кулуарах форума "Вестник Кавказа" побеседовал с членом Общественного совета при ФСИН России; научным сотрудником Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья, руководителем Центра изучения исламского духовного наследия Islamica Шамилем Кашафом.
- Шамиль Равильевич, что дает исламоведам участие в таких международных симпозиумах?
- Участие в симпозиуме дает прекрасную возможность для нас, представителей Института востоковедения РАН, обсудить с представителями Азербайджанского теологического института основные параметры соглашения о сетевом взаимодействии, которое мы надеемся подписать 26-27 сентября в Казани в рамках форума "Ислам в мультикультурном мире", который будет проводить Казанский федеральный университет вместе с Институтом востоковедения РАН. Желание подписать соглашение уже выразило десять академических учреждений и исламских институтов целого ряда стран, в частности, Институт востоковедения РАН и Институт востоковедения НАНА, Институт востоковедения Академии наук Узбекистана, Казанский федеральный университет, который входит в топ российских вузов, Московский государственный лингвистический университет, Дагестанский государственный университет, Российский исламский институт, Дагестанский гуманитарный институт, Азербайджанский теологический институт. Также будет сделано предложение коллегам из Казахстана и Киргизии.
- Что предусматривает это соглашение о сетевом взаимодействии?
- Активное развитие академических исследований в рамках изучения исламской цивилизации, что, кстати, соответствует заявленной теме названию нашего сегодняшнего международного симпозиума. С Казанским федеральным университетом Институт востоковедения уже подписал соглашение об открытии базовой кафедры по изучению исламской цивилизации. Возглавлять эту кафедру будет заместитель директора Института востоковедения РАН Алекпер Алекперов, а научное руководство будет осуществлять научный руководитель Института востоковедения, академик РАН Виталий Наумкин, которому 12 июня президент Путин в Кремле вручил знак лауреата Государственной премии РФ за достижения в области исламоведения и востоковедения. В области гуманитарных наук руководство России всего лишь раз в три года присуждает премию. Теперь мы увидели, что концепция Кремля "Поворот к Востоку" подтверждается, в том числе, таким высоким вниманием к научным исследованиям в области исламоведения и востоковедения. Политический истеблишмент арабо-мусульманского и тюркского миров должен увидеть, что Россия во многом открыта тюркскому миру, реализуя концепцию "Поворот к Востоку", в частности, в сфере академических исследований.
- В плане взаимодействия исламоведов речь идет о научных исследованиях или есть проекты в области образования?
- Для нас важно развитие не только академических и исследовательских программ совместно с Азербайджанским теологическим институтом, также мы выстроим отдельную траекторию взаимодействия по линии образовательных программ. Мы хотим, чтобы начались стажировки студентов Азербайджанского теологического института в России, где есть прекрасная возможность готовить источниковедов и историографов. Накоплен огромнейший потенциал и у Института Востоковедения НАНА, с которым мы тесно сотрудничаем. В рамках этих программ мы также будем готовить аспирантов и докторантов из Азербайджана, России и Узбекистана, используя нашу сетевую платформу. Эта платформа даст возможность инициировать проект создания Совета по исламскому образованию стран СНГ. Сейчас существует Совет по исламскому образованию России, но мы бы хотели, чтобы этот проект вышел за пределы РФ и объединил усилия других участников образовательного процесса в рамках подготовки священнослужителей мусульманского вероисповедания. Тогда можно будет унифицировать образовательные программы, чтобы можно было конвертировать дипломы, которые были бы получены в исламских институтах в Азербайджане. А уже с этими дипломами можно было бы найти работу и быть востребованным в мусульманской умме других стран СНГ, используя потенциал, который накоплен в богословском пространстве Азербайджана, Татарстана, Узбекистана в России и т.д.
- Как складываются отношения российских мусульман с мусульманами, проживающими на Южном Кавказе? Есть ли у лидеров российских мусульман продуманная политика в этой сфере?
- В России более 80 мутфиятов - централизованных религиозных организаций. Однако муфтиев, которые возглавляют ключевые религиозные общины, немного: муфтий Центрального духовного управления мусульман России, шейх Талгат хазрат Таджуддин; председатель Совета муфтиев России Равиль хазрат Гайнутдин; Альбир хазрат Крганов, который руководит Духовным собранием мусульман России. Если мы говорим о республиках, то в Татарстане это Камиль хазрат Самигуллин, в Чеченской Республике муфтий Чечни Салах-хаджи Межиев, а в Республике Дагестан муфтий Ахмад Абдулаев. Есть еще несомненно важная фигура - муфтий Крыма хаджи Эмирали Аблаев, а также ряд уважаемых муфтиев, которые являются субъектами процессов развития уммы России.
Если мы говорим о взаимодействии с Азербайджаном и другими территориями Южного Кавказа, то здесь активность поддерживают далеко не все муфтии. Альбир хазрат Крганов отличается особым отношением к выстраиванию траектории очень точных, хорошо выверенных и теплых отношений с шейхом Аллахшукюром Пашазаде. Они встречались неоднократно; Альбир хазрат Крганов сопровождал Аллахшукюра Пашазаде во время его аудиенции у святейшего патриарха Кирилла. Аллахшукюр Пашазаде получил заверения со стороны святейшего патриарха о том, что азербайджанская диаспора в России получит возможность строительства шиитской мечети. Принятию такого решения во многом способствовал естественный авторитет Аллахшукюра Пашазаде. Его авторитет безоговорочно поддерживают и принимают все муфтии в России.
Альбир хазрат Крганов в последнее время достаточно активно проводит политику по выстраиванию отношений между азербайджанской духовной властью и святейшим патриархом. Я бы позитивно оценил также деятельность чеченского муфтия Салах-хаджи Межиева, который часто приглашает Аллахшукюра Пашазаде на мероприятия в Грозном. Несколько лет назад я был участником встречи, посвященной принятию грозненской фетвы, куда также был приглашен Аллахшукюр Пашазаде. А недавно я был одним из ведущих конференции, которую организовывала Всемирная исламская лига вместе с чеченским муфтиятом в Грозном, и Аллахшукюр Пашазаде был там одним из самых почетных гостей. Любое приглашение Аллахшукюра Пашазаде в качестве почетного гостя на большие и значимые мероприятия в России по линии ислама - свидетельство того, что это ключевая фигура в исламском мире. На территории бывшего СНГ не считаться с позицией Аллахшукюра Пашазаде было бы недальновидно, потому что это мудрый богослов, религиозный деятель, а также умудренный опытом политик. Его авторитет действительно непререкаемый, к нему прислушиваются не только представители шиитских общин, но и руководители сунитских исламских организаций.
- На политическом уровне поддерживаются контакты между духовными лицами?
- Сейчас есть идея созвать совещание или форум по исламскому образованию на уровне министров образования СНГ, заместителей министров СНГ. Местом проведения такой встречи может стать Азербайджан - динамичная республика светского характера с исламским компонентом, где толерантное отношение ко всем религиям. Сегодня теология в России уже принята как научная дисциплина и введена в перечень ВАК, по ней уже проходят защиты диссертаций. Исламская теология сегодня получила свой паспорт специальности. Образовательные программы по теологии реализуются по федеральным государственным образовательным стандартам с выдачей окончившим образовательную программу диплома государственного образца, а параллельно существует система исламского образования, где работают медресе, исламские институты и исламская академия. Нужно, чтобы эти две подсистемы работали координировано не только в России, но и на пространстве СНГ. Министерства могли бы такую работу выстроить не только в пределах своего государства, но и на пространстве СНГ. Если бы в Азербайджане смогли провести такую конференцию, то было бы замечательно пригласить в качестве участников ректоров исламских и федеральных университетов, а также министерских чиновников из стран СНГ. Баку мог бы быть центром принятия такого решения, учитывая возможности и образовательные, и прекрасные традиции гостеприимства.
- Как вы оцениваете профессиональный диалог, который проходит сейчас в Баку?
- Азербайджан являет собой прекрасный пример того, как на территории одного государства могут прекрасно сосуществовать люди, отличающиеся и национально-этнической идентификацией, и конфессиональной, религиозной. Здесь ты не увидишь ситуации, при которой та или иная неисламская религия сталкивается с какими-то препятствиями. Взаимодействие между руководством исламской уммы Азербайджана во главе с уважаемым Аллахшукюром Пашазаде и политическим руководством республики дает возможность оценить тот мощный потенциал азербайджанского народа и других народов, населяющих республику, для динамичного развития страны. Сегодня идти по пути моноэтничности и мононациональности без учета того накопленного опыта, прекрасного потенциала, которыми располагают другие народы и другие религии, не самый эффективный путь. Если страны, в которых сильный исламский компонент, выстраивают свою жизнь в соответствии с Кораном, то не учитывать тот призыв, который был ниспослан Аллахом через его последнего пророка, было бы совершенно неправильно. В этом смысле Баку стал одной из важнейших столиц мира – центром принятия не только финансовых и политических решений, но и религиозных. Аллахшукюр Пашазаде, будучи главой азербайджанской мусульманской уммы - мировая величина, с мнением которой считаются многие. Его мудрая политика выстраивания отношений с другими конфессиями как на территории России, так и других стран бывшего Советского Союза, дает импульс для развития уммы в целом.