Ефим Пивовар: "Необходимо изучать национальную составляющую эмиграционных процессов"
Читать на сайте Вестник КавказаИсторик, член-корреспондент РАН, президент Российского государственного гуманитарного университета, член совета Российского исторического общества Ефим Пивовар в интервью "Вестнику Кавказа" заявил о необходимости изучения национальной составляющей эмиграционных процессов.
- Ефим Иосифович, какое влияние оказали идей, сформированные в свое время эмигрантами, на постсоветские страны?
- В 1990-е годы в нашей стране стало модным изучение российского зарубежья. Раньше эта тема была закрытой, а после распада СССР стала широко освещаться. Появилось огромное количество центров по изучению российского зарубежья, я сам в этом активно участвовал и продолжаю участвовать, написав две монографии по этой проблематике, не говоря уже о коллективных трудах.
Поначалу эта тема изучалась в целом. Если в ней оценивались сюжеты, связанные с национальной зарубежной составляющей российского зарубежья (допустим, азербайджанской, армянской, казахской, украинской, белорусской), то исключительно как одна из ветвей могучего дерева русского зарубежья, которая сформировалась в еще XIX веке и развилась после революции 1917 года.
Национальный сегмент российского зарубежья стали активно изучать после распада Советского Союза в странах постсоветского пространства. В этом сегменте многие искали фундамент, формирующий национальные идеи этих стран, концепции исторического развития и представление о том, какой должна быть Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Азербайджан или Молдова. Многие постулаты и утверждения тех лет стали основой современной национальной государственности. Даже символы - флаг, герб - у многих опираются именно на тот период. Российские флаг и герб это тоже возвращение к дореволюционному периоду.
Но мало кто занимался изучением того, как относилась сама российская эмиграция к тем частям зарубежья, которые оказались вдали от родины - в Париже, в Берлине, в Софии, в Белграде, в США, в Бразилии. Далеко не все, что выдвигали представители этого национального сегмента российского зарубежья, разделяла российская эмиграция в целом. Шли дебаты, было непринятие некоторых элементов.
Украинский национальный институт в Германии стал рупором украинского зарубежья в межвоенные годы, а затем одним из приводных ремней влияния германской элиты на украинской территории. Все это базировалось на некоторых постулатах, которые возникли еще в конце XIX века.
- К этим постулатам некоторые представители украинской элиты пытаются вернуться и сегодня?
- В современной политической атмосфере понимание того, что происходило, корни тех или иных идей и движений, которые тогда возникали, крайне важны для понимания того, к чему обращается сейчас политический класс той или иной страны. И речь не только об Украине. Таких примеров можно найти много. Они разного уровня, разной степени воздействия на современный политический класс той или иной страны. Но это надо изучать, это надо знать, этим надо оперировать.
Сегодня эта тема приобретает совершенно новые звучания и особую актуальность. Да, к сожалению, это проявилось полным цветом в украинских событиях последних лет, но это проявилось и в событиях 1990-х годов в Грузии, и в Азербайджане до прихода к власти Гейдара Алиева.
Эта тема многогранна, потому что национальная часть российского или советского зарубежья сама очень многолика. Там были люди, участвовавшие в Движении сопротивления, в партизанском движении на оккупированных территориях. Там были и люди, которые активно сотрудничали с гитлеровцами и создавали национальные формирования, которые фашисты пытались использовать в войне против Советского Союза. Они также участвовали в тыловых операциях, охране лагерей… То есть это все очень непросто и неоднозначно.
Мы должны изучать разнообразную палитру течений и документов, которые говорят об идеологии того или иного движения, о действиях или организациях, имевших место, потомки представителей которых пришли на сцену политической жизни стран Балтии, Украины, Грузии или других. Практически везде это так или иначе проявляется. Где-то они стали идеологической основой оппозиции, которая препятствует интеграционным процессам на постсоветском пространстве, особенно тем, в которых участвует Россия. То есть это сейчас имеет большое научно-политическое значение. Надо спокойно на академическом уровне изучать истоки зарождения этого процесса, как они влияли на принятие решений, на участников событий, как проявлялись на внешнем контуре.