Россия сближается с арабскими странами
Читать на сайте Вестник КавказаПерспективы сближения России с арабскими странами, деятельность мусульманских международных организаций, возможные области для сотрудничества становятся сегодня актуальной для Москвы темой. По мнению научного руководителя Института востоковедения РАН Виталия Наумкина, сейчас исламский мир как никогда ранее открыт для диалога.
"До сих пор сотрудничество с международными исламскими организациями происходило в рамках работы России в качестве страны-наблюдателя в Организации исламского сотрудничества - это был главный формат взаимодействия России с международным исламским сообществом. Но последнее время ситуация стала меняться - в последнее время стало налаживаться сотрудничество со Всемирной исламской лигой, базирующейся Саудовской Аравии и Всемирным союзом исламских сообществ с центром в ОАЭ", - заявил Наумкин.
По его мнению, эти организации стали не только позитивно оценивать роль России, но и много об этом говорить: "Можно привести в пример визит генерального секретаря Всемирной исламской лиги Шейха аль-Иса в Россию. Он посетил Москву, Санкт-Петербург, Казань, где говорил о том, что Россия является примером для многонациональных стран, у нее надо поучится, как сохранять мир и стабильность в поликонфессиональном обществе, высоко оценил связи с Российской Федерацией, имеющей ценный опыт России в мирном сосуществовании множества религий".
"Сегодня произошла серьезная переоценка по сравнению с началом 2000-х годов нашей страны и ее роли на Ближнем Востоке, где мы стали одним из ведущих игроков и силой, которую уважают, роль которой ценят. Мы стали партнером для огромного числа государств, завоевали много друзей, показав себя надежными и верными партнерами, заинтересованными в мире и стабильности. Регион пришел к осознанию того, что исламский экстремизм и терроризм угрожают всем, прежде всего тем мусульманским странам, которые расположены на Ближнем Востоке", заявил Наумкин.
Между тем он скептически оценил прошедшую на днях в Бахрейне конференцию по "сделке века" для Израиля и Палестины, предложенную администрацией президента США Дональда Трампа и предусматривающую план мирного урегулирования на Ближнем Востоке. "Этого проекта просто не существует, потому что все его элементы уже давно выплеснулись - и признание Иерусалима в качестве столицы Израиля, и перенос туда американского посольства, и фактическая аннексия Голанских высот Израилем. Это план, определенный администрацией Трампа вместе с правительством Нетаньяху по маргинализации палестинской проблемы, и попытка заменить решение проблемы какими-то экономическими посулами. Главный экономический элемент американского плана был расценен палестинцами как взятка. Американцы думали, что когда предложат палестинцам огромные инвестиции - $50 млрд за 10 лет, один миллион рабочих мест, то все заживут очень хорошо, все будут сыты, накормлены и довольны, забудут про свое собственное государство. Но этого не произошло - палестинцы отказались от этого плана".
Объясняя тот факт, что Россия не участвовала в конференции, Наумкин заявил, что она "твердо стоит на принципах резолюции Совета безопасности": "Проблема может быть решена только на двухгосударственном принципе. Но поскольку там об этом никто не говорит - ни американцы в своих планах, ни их партнеры - то это обречено на провал. Что и произошло. Палестино-израильский конфликт остается очень серьезным. Россия выступает с принципиальных позиций в отношении этого конфликта и всех других, в частности в Сирии".
На следующий день после конференции по "сделке века" секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон и глава Совета национальной безопасности Израиля Меир Бен-Шаббат провели накануне в Иерусалиме трехсторонние переговоры по Сирии. Комментируя эту встречу, Наумкин сказал: "Там есть, о чем поговорить, но это вовсе не означает, что наши позиции идентичны. Если мы даже посмотрим на заявления Патрушева, которые касаются одной из самых болезненных проблем, связанных с ролью Ирана и отношению к иранским проблемам, то совершенно понятно, что у нас с американцами позиции расходятся, с Израилем тоже, несмотря на те хорошие отношения, которые мы имеем по межгосударственной линии с этой страной".