Кадровые перестановки и продолжение трансформации силовых ведомств Азербайджана
Читать на сайте Вестник КавказаНа прошлой неделе Ильхам Алиев провел кадровую ротацию главы МВД и руководства Службы государственной безопасности. Рамиль Усубов, старожил азербайджанского правительства, возглавлявший МВД Азербайджана с 1994 года, назначен секретарем Совбеза, а Мадат Гулиев, бывший глава СГБ, стал руководителем Миноборонпрома. Тем самым фактически завершаются перестановки в правительстве, начатые в апреле 2018 года, после президентских выборов в Азербайджане. Нынешними шагами, Ильхам Алиев решил две задачи - усилил Совет безопасности и сохранил Миноборонпром, оказавшийся в организационном кризисе после кончины в июне 2018 министра Явера Джамалова, одного из родоначальников современного ВПК Азербайджана. Какие задачи будут решать силовые ведомства Азербайджана в предстоящие годы?
Совет безопасности
Почему перевод Рамиля Усубова в Совбез большинство наблюдателей оценило как усиление этой структуры при президенте?
Как и российский аналог, азербайджанский Совбез - совещательный орган при президенте, своими указами назначающем главу правительства, председателя парламента, руководителей силовых ведомств и МИДа, при необходимости других высших должностных лиц. Нужно понимать, что хотя президент и проводит совещания, определяет их повестку, подготовка самого совещания и руководство аппаратом полностью находятся в ведении секретаря организации. В Азербайджане с самого момента возникновения Совбеза (1997 год) обязанности его секретаря до назначения Усубова выполнял Рамиз Мехтиев, глава президентской администрации. Непосредственную подготовку документов и поручений выполняет помощник президента по работе с правоохранительными органами и военным вопросам Фуад Алескеров.
Поначалу Совбез выполнял чисто аналитические и организационные функции, и, в сравнении с российской структурой, выглядел не вполне понятным атрибутом, собирающимся в экстренных случаях. Однако со временем набор поставленных задач, решаемых в координации МИДа и силовых ведомств, потребовал его усиления в практическую, прикладную сторону, возникла необходимость становления в Азербайджане своего рода регулярного "кабмина силовиков". Естественно, такая функция Совбеза уже выходит за рамки аналитическо-совещательной и требует организации аппарата специально подготовленными в этой плоскости людьми. Теперь азербайджанский Совбез будет решать не только задачи выработки основополагающих документов в области безопасности, формулировать стратегии развития в различных сферах государственной активности, но и осуществлять координацию МВД, СГБ, Минобороны. Собственно, эти причины и указали на необходимость назначения реального силовика на должность секретаря Совбеза. Кроме того, нужно учесть и международный фактор. Совбезы становятся структурами международной дипломатии. Благодаря российской инициативе проводить ежегодные встречи высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, структура Совбеза становится значимым механизмом неформальных коммуникаций между разными странами. Обсуждаются не только общие вызовы, но и совместные программы, вопросы экспорта вооружений.
Новые задачи МВД и Госбезопасности
Генезис азербайджанского МВД, тесно связан с биографией Рамиля Усубова. Эту фигуру нельзя обойти стороной, когда мы говорим о политической и структурной конструкции азербайджанской власти в целом.
Двадцать пять лет во главе МВД Азербайджана - это значимое явление, требующего анализа. Усубов выстроил достаточно эффективную и устойчивую систему к различным потрясениям, сглаживая и нейтрализуя конфликты внутри ведомства. Как правило, в постсоветских странах это министерство множества сильных и амбициозных лидеров, где нужен соответствующий уровень руководства. В Азербайджане это сложный механизм со множеством внутрикорпоративных интересов, завязанных, в том числе на региональные аспекты.
Если посмотреть на биографию Усубова, она практически повторяет узловые и самые кризисные моменты азербайджанской истории. Родился в Ходжалы вскоре после Великой Отечественной войны. В 1970-е работал инспектором уголовного розыска ОВД в Ханкенди (Степанакерте), затем в 1975 году стал начальником отделения уголовного розыска Шушинского РОВД, а с 1980 по 1984 годы работал заместителем начальника управления внутренних дел Нагорной Карабахской Автономной области. По сути был свидетелем начальной фазы межэтнического противостояния и вооруженного конфликта. Вскоре после возвращения в Азербайджан Гейдара Алиева Усубов назначается главой МВД Нахичеванской автономии, а спустя год, весной 1994 года, уже переводится на пост главы МВД республики.
Для полноты картины исследование генезиса азербайджанских силовиков должно проводиться в историко-политическом аспекте. Если рассматривать Советский Союз как полупериферию технологического ядра мира ("восточный блок" со своей идеологией и хозяйственной практикой), то положение субъектов Союза, включая Россию, оказавшихся отдельными государствами после его распада, объективно вытолкнуло их на периферию технологий и инвестиций. В этом положении, чтобы не отстать совсем, Азербайджану потребовалась, во-первых, мобилизация государственного аппарата, во-вторых, мобилизация инвестиционных ресурсов, и наконец, мобилизация безопасности, сильнейшим образом подорванная карабахскими конфликтом и внутренними политическими противостояниями. Поэтому от каждого министра типичного алиевского кабинета 1990-х, и не только от силового блока, требовалась способность жестко выстроить свой бюрократический аппарат, но при этом допускалась возможность встраивать в карьерный рост свои личные амбиции, и даже возможность бизнеса, если они не противоречат большой задаче (то есть самому принципу мобилизации).
Отсюда возникали связки бизнеса с чиновниками, различные аффилированные схемы, поощряющие предпринимательскую активность в сферах контроля аппарата тех или иных ведомств.
И вот здесь возникает вопрос границ накопления, иными словами, это степень влияния возникающих групп "привилегированных" на экономику в целом и их политическая лояльность.
Азербайджан сталкивался с несколькими подобными кризисами. Усубов справился с попыткой переворота (октябрь 2005 года), прошел через несколько крупных антикоррупционных кампаний, в результате которых за несколько лет сменился практически весь экономический блок министров (наиболее резонансные - снятие с должности главы Минсвязи Али Аббасова в ноябре 2015 года, увольнение главы Минтранспорта Зии Мамедова - февраль 2017 года и последовавшие за этим расследования их деятельности).
Таким образом, Усубов тот человек, к которому по-прежнему сохраняется доверие Ильхама Алиева. Хотя оппозиционные СМИ нередко пишут о нем как об одиозном руководителе, Усубов не оказывался в числе фигур, упоминавшихся в крупнейших антикоррупционных расследованиях западных СМИ.
Нынешние задачи МВД и СГБ уже связаны не столько с текущей правоохранительной деятельностью, сколько с общей атмосферой успеха и реализации в Азербайджане. Жесткий каркас ведомства построен. В период консолидации средств производства и доходов в руках государства оно показало свою эффективность. Нынешний этап развития Азербайджана характеризуется открытием "горизонтальных шлюзов", снижающих долю государства и облегчающих доступ бизнеса к финансовым средствам. Это задача сократить теневой сектор, увеличить денежную массу в стране для разгона потребительского рывка, усиливающего экономику. В рамках этих приоритетов от МВД и Госбезопасности требуется системное снижение рисков ведения бизнеса. Здесь широкая гамма деятельности: от поддержания культуры безопасности в стране, привлекательной для международного туризма (здесь предотвращение как рисков политического экстремизма, так и хулиганских проявлений на бытовой почве), до купирования случаев силового отъема бизнеса со стороны конкурентов, предотвращения неправомерных действий со стороны представителей власти. Вся эта работа напрямую отражается на итоговой позиции Азербайджана в международных рейтингах.
В этой логике назначение Али Нагиева главой Службы государственной безопасности Азербайджана. Ранее он занимал должности начальника Управления по борьбе с экономической преступностью МНБ, затем был первым заместителем министра национальной безопасности, и потом заместителем начальника Главного управления по борьбе с коррупцией при генпрокуроре Азербайджана.
СГБ будет проводить мониторинг и выявление узлов теневой экономики. По оценкам независимых экспертов эта сфера в Азербайджане снижается не первый год, и сейчас достигает 30-32% от ВВП в среднем за год, что кстати, возможно ниже доли "тени" в России, достигающей 40%. Снижению фактора теневой зоны будет способствовать налоговая реформа, а также общая политика цифровизации госуслуг и экономической деятельности в стране.
Оборонная промышленность
Главой Министерства оборонной промышленности назначен Мадат Гулиев - системный реформатор силового блока. С 2004 года возглавлял национальное бюро Интерпола в Азербайджане. С февраля 2011 года в качестве замминистра юстиции проводил реформу системы исполнения наказаний (был главой пенитенциарной службы). В 2015 году, распоряжением Ильхама Алиева, назначен первым заместителем министра национальной безопасности. И в этой должности осуществлял президентскую реформу по разделу МНБ на службу Госбезопасности, которую возглавил и Службу внешней разведки, которую возглавил Орхан Султанов.
Будущее Миноборонпрома после ухода из жизни его первого руководителя Явера Джамалова, обсуждается в контексте последних назначений. Дело в том, что Миноборонпром создавался в 2006 году как структура, объединившая остатки советского наследия республиканского ВПК, способного на тот момент выпускать боекомплекты к различным видам техники и проводить ее глубокий ремонт.
Также на начальной стадии уже ставился вопрос организации экспорта вооружений.
После кончины Джамалова в правительстве возобладало мнение о необходимости создавать на базе Миноборнпрома полноценный концерн, объединяющий производства и экспорт. В середине января Ильхам Алиев подписывает указ о создании ОАО Azersilah.
В какой-то степени эту концепцию управления и организации ВПК можно было воспринимать аналогом российской, где пирамиду концернов-производителей возглавляет "Рособоронэкспорт". Тем не менее от этой схемы по ряду организационных причин решено было отказаться. Сыграла роль разница масштабов с российским ВПК, чтобы просто копировать схему, и отсутствие необходимости дублировать функции министерства госконцерном. Поэтому указ о создании ОАО Azersilah был аннулирован.
Теперь в задачи Мадата Гулиева входит проведение трансформации Миноборонпрома, подразумевающей создание разных предприятий по производству вооружений и боеприпасов с единым управлением их экспорта. Оборонный сегмент в азербайджанской обрабатывающей промышленности в разные годы доходил до 70% (в 2014 году по объему капитализации предприятий и росту сегмента). Перспективы экспорта связаны с растущими показателями мирового рынка гражданских беспилотников - до 40% мирового рынка БЛА приходится на "малые" страны типа Азербайджана (потенциальная емкость региона Средний Восток и Азия в 2017 году превышает $500 млн). Ежегодный рост сельскохозяйственных БЛА достигает 30%.
Еще один фактор - широкая номенклатура собственной продукции (ежегодная выставка ADEX показывает около 250 наименований собственной сборки: от стрелкового оружия до боеприпасов). С рядом позиций Азербайджан уже вышел на рынки еще в начале 2010-х. По данным западных изданий, Миноборонпром Азербайджана вел переговоры по экспорту в Ирак крупнокалиберных боеприпасов к минометам, гранатометов RPQ-7V2, снайперских винтовок. Экспорт оптических прицелов обсуждался с компаниями из США и России. По официальным данным, уже в 2013 году Азербайджан экспортировал оружие на сумму в $123 млн, в 2014 году около $100 млн. Буквально на днях, уже после назначения Гулиева, в Москве проходил V Международный военно-технический форум "Армия-2019", где замглавы Миноборонпрома Азербайджана встречался с гендиректором Рособоронэкспорта, обсуждая подготовку рамочного соглашения по производству продукции ОПК.
Подводя итог, нужно констатировать, что результатом реформ станет усиление силовых структур и коррекция их работы с учетом новых запросов гражданского общества, сложных международных вызовов и задач экономического развития страны.