Сергей Орджоникидзе: «Общественная палата работает над тем, чтобы помирить армянский и азербайджанский народы»

Читать на сайте Вестник Кавказа

Председатель Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии при Общественной палате РФ Сергей Орджоникидзе в интервью «Вестнику Кавказа» рассказал о том, какая совместная работа ведется с Азербайджаном по лини ОП, а также дал оценку прошедшим выборам в Казахстане.

- По каким направлениям вы ведете работу с Азербайджаном в рамках деятельности Общественной палаты РФ?

- Мы с Азербайджаном в очень хороших отношениях. По линии Общественной палаты мы обмениваемся делегациями. Они были у нас недавно. Очевидно, мы скоро поедем к ним. У нас много всевозможных вопросов, которые мы хотели бы вместе обсудить: в области здравоохранения, экологии, жилищно-коммунальных проблем. Единственный вопрос, который мы с ними не обсуждаем – вопрос внешней политики. Потому что Общественная палата занимается только общественной дипломатией, а не решением государственных вопросов. Вместе с тем, мы за то, чтобы создать и в обществе Азербайджана, и в обществе Армении ситуацию, которая способствовала бы урегулированию нагорно-карабахского кризиса. Мы всячески работаем над этой темой, чтобы помирить два дружеских нам народа.

- В Казахстане совсем недавно был избран новый президент страны. Что вы думаете о Касым-Жомарте Токаеве?

- Я думаю, что те теплые отношения, которые существовали при прошлом президенте Назарбаеве, будут продолжены. Я хорошо знаю нового президента, мы с ним знакомы по совместной работе над внешнеполитическими вопросами. Он был министром иностранных дел Казахстана, а я – заместителем министра иностранных дел России, и мы часто общались в этом качестве. Человек он грамотный, эрудированный, тонкий политик, знающий и свою страну, и международные отношения. Очень взвешенно подходит к большинству вопросов, которые ему приходилось решать. Я думаю, он таким будет и дальше.

- Почему, на ваш взгляд, именно Токаев в результате стал преемником Назарбаева?

- Именно Назарбаев выдвинул господина Токаева в качестве кандидата, и это очень удачный шаг. Потому что Казахстану, конечно, нужен современный лидер, знающий не только внутренние проблемы, но и международные. Казахстан расположен между Китаем и Россией, значит, Казахстану нужно учитывать и проблемы в двусторонних отношениях между этими двумя большими странами. Кто, как ни бывший министр иностранных дел, сможет это сделать? Плюс Токаев был и премьер-министром и хорошо знает экономические проблемы. У него масса друзей в России. Мы одно время работали в одной стране, в СССР, и он работал в нашем посольстве в Китае. Он хорошо знает не только Россию, но и Китай. Все, что я перечислил – это очень большие полюсы из-за которых он, я думаю, и был выдвинут таким выдающимся политическим деятелем, которым был Назарбаев.

- Как изменятся с его приходом к власти отношения с прикаспийскими государствами?

- Я не думаю, что там будут серьезные изменения. Я не вижу каких-то серьезных проблем здесь. Я думаю, мы каспийский вопрос рано или поздно решим, это не самый сложный вопрос для стран бывшего СССР. У нас есть гораздо более сложные и важные экономические проблемы. Хотя по Каспию тоже экономические факторы есть.

- Нурсултан Назарбаев был избран почетным председателем ЕАЭС. Как вы считаете, эта должность формальная?

- Нет, он будет серьезным председателем, у него формальных должностей за его карьеру не было. В свое время Горбачев его звал в Москву на очень высокие посты, исходя из его знаний и его способностей в области экономики, экономического развития и решения тех ужасных проблем, с которыми столкнулся тогда СССР. Назарбаев не согласился. Я понимаю, почему. С Горбачевым вообще было трудно работать, а тем более в тех условиях. Видимо, уже в то время было определенное предвидение того, что Советский Союз переживает самые тяжелые времена. Просто никто не думал, что развал будет так быстро и скоро. Собственно говоря, это не развал, это заговор по развалу, который, кстати, начал президент России. Ведь Россия первая объявила о собственной независимости. У меня всегда возникал вопрос: независимости от кого? Видимо, только лично от Горбачева Ельцин хотел независимости. Как ни странно, но такие, почти что комичные и житейские отношения сыграли зловещую геополитическую роль.