Кто спасет Джулиана Ассанжа?
Читать на сайте Вестник Кавказа19 июня 2012 года основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж переступил порог Посольства Эквадора в Лондоне с просьбой предоставить ему политическое убежище. В апреле 2019 года власти Эквадора разрешили британской полиции арестовать Ассанжа. Теперь ему грозит экстрадиция в США и тюремный срок в 175 лет.
Советник МИА "Россия сегодня", член Общественной палаты РФ Вероника Крашенинникова уверена, что преследование Джулиана Ассанжа Соединенными Штатами и их союзниками создает опасный прецедент, который ставит под угрозу существование свободной прессы и свободы слова. «В 2016 году Джулиан Ассанж раскрыл фальсификации внутри Демократической партии США. Процесс внутрипартийного выбора кандидата на президентские выборы, как оказалось, был подтасован в пользу Хилари Клинтон и в ущерб другому кандидату Берни Сандерсу. Можно не соглашаться с моментом раскрытия этой информации, можно спорить о том, насколько она повлияла на исход президентских выборов в США, без сомнения штаб Трампа этим воспользовался, но горький сарказм ситуации состоит в том, что администрация президента Трампа преследует Джулиана Ассанжа самым яростным и радикальным способом», - напомнила Крашенинникова.
«Директор ЦРУ Майк Помпео назвал Wikileaks, я цитирую: "Негосударственной враждебной разведывательной службой." Это не только яркое словцо, это юридическое определение, которое запускает гигантский силовой аппарат США против Джулиана Ассажа, против Wikileaks, против любого человека, который может быть вдохновлен их примером. И дело Ассанжа, при всем масштабе его персональной фигуры, гораздо шире», - считает член Общественной палаты РФ.
По ее мнению, преследование Ассажа Вашингтоном и его союзниками создает очень опасный прецедент, который ставит под угрозу журналистику и издательство, свободу слова и свободу печати во всем мире. «Это преследование в очередной раз выходит за территориальные юридические рамки США. Американский силовой аппарат, оказывается, может ударить по гражданину любой страны, работающему в любой стране мира, если им покажется, что работа этого журналиста или издателя ущемляет каким-то образом национальные интересы США. Подобная практика грозит криминализацией журналистики и издательского дела во всем мире», - подчеркивает Вероника Крашенинникова.
Она также считает, что силовое преследование журналистов и издателей ставит целью сокрытие военных преступлений. «Заметьте, Ассанжа преследуют за раскрытие преступлений США, но ни один из тех преступников не подлежит расследованию и не был наказан до сих пор. США отказались подчиняться юрисдикции международного уголовного суда. Более того, они борются за то, чтобы лишить этот суд его широких полномочий. Что касается международного суда ООН, то США при ратификации сделали оговорку, предусматривающую "в каждом случае требовать согласия США." Но тогда кто кроме журналистов и издателей может сдерживать агрессию США и их преступную политику в разных точках мира? Мы убеждены, что демократия работает только тогда, когда общественность имеет доступ к информации. Если государство ведет противоправную и даже преступную деятельность, журналисты и издатели имеют право раскрывать такие факты для широкой общественности», - заключила Крашенинникова.
Директор по развитию Российского совета по международным делам Александр Крамаренко также считает, что жизнь и здоровье Джулиана Ассанжа зависят от международной солидарности: «Я вижу главную заслугу мужественной деятельности Ассанжа в том, что опубликованные им документы убедительно показали, что любая агрессия, в отличие от коллективных действий мирового сообщества, санкционированных должным образом, то есть Советом Безопасности ООН, представляет собой преступление против мира и безопасности, что оно за собой неизбежно влечет частные военные преступления, а не просто нарушение международного гуманитарного права, своего рода такой эвфемизм».
«Всем казалось, что такая позорная практика должна была бы прекратиться с окончанием холодной войны, но США и элиты других западных стран, к сожалению, включая Великобританию, восприняли окончание холодной войну как мандат на вседозволенность и возможность поставить себя над международным правом. Президент Джордж Буш младший публично заявлял, что "единственная сверхдержава" не может быть ограничена в своих действиях любыми нормами международного права, потому что она вправе сама судить о том, что хорошо для мира, а что нет. Теперь администрация Трампа попросту выходит из международных обязательств США, квалифицируя их как международные путы американской внешней политики. Разоблачения Wikileaks, хотя на то есть и другие причины, сыграли важную роль в том, что с тех пор США так и не решились пойти на открытую агрессию где-либо еще, в том числе в Сирии. Этот фактор, я уверен, будет играть сдерживающую роль в политике Вашингтона в отношении Ирана, несмотря на грозную риторику администрации Трампа», - уверен Крамаренко.
Директор по развитию Российского совета по международным делам настаивает, что Джулиан Ассандж сделал слишком много для всего человечества, чтобы оставить его на судебный произвол США, тем более, что США претендуют на экстерриториальные применения своих законов. «Какова ситуация, в которой он оказался? Да, он сейчас в лондонской тюрьме. Но Лондон – ближайший союзник Америки и станет еще более таковым после выхода Великобритании из Европейского Союза. То же можно сказать о Швеции, которая, как справедливо отмечает Дмитрий Тренин из Московского центра Карнеги, всегда вела себя как фактический член НАТО, то есть тоже неформальный союзник США. Защитить своего гражданина не может и другой союзник США, родная Австралия, где на днях полиция провела обыск и изъятие информации в Австралийской радиовещательной корпорации, а это аналог BBC, по делу о разоблачении годичной давности в отношении преступлений, совершенных австралийскими военными в Афганистане, так называемое "Афганское дело." Вряд ли это случайно», - считает эксперт.
Крамаренко подчеркивает, что атмосфера секретности – всегда верный признак подготовки к войне, созданию условий для ее развязывания, даже если речь идет об иллюзии тех, кто находится у власти: «Эта иллюзия опасна. Трудно найти более достойного кандидата на Нобелевскую премию мира, потому что все сейчас наверняка будут задумываться над этим. Тем более, когда от международной солидарности зависит жизнь и здоровье Ассанжа. Придание тогда гласности депешей американских политиков вскрыло глубоко порочную культуру американской дипломатии и самих элит, полную расовых и идеологических предрассудков, вплоть до откровенной ксенофобии и шовинизма. По сути дела, речь идет об оборотной стороне того, что из себя представляет претензия на собственную исключительность и богоизбранность. Все это не менее важный источник военной опасности в прошлом и сейчас».