Вячеслав Фетисов: "С каждым разом я все больше и больше влюбляюсь в Баку"
Читать на сайте Вестник КавказаВ Баку в эти дни прошла 110-я сессия Исполнительного совета Всемирной туристской организации ООН. Участие в ней принял посол UNWTO, легендарный хоккеист, депутат Госдумы Вячеслав Фетисов. "Вестник Кавказа" побеседовал со знаменитым спортивным и государственным деятелем об итогах этого международного события, а также ближайших спортивных проектах и спорте на Кавказе.
- Вячеслав Александрович, прежде всего, как вы оцениваете выбор Баку в качестве места проведения 110-й сессии Исполнительного совета Всемирной туристской организации ООН?
- Это совершенно неслучайно, ведь Баку за последнее время преобразился в одно из главных туристических направлений. Очень многое сделано для того, чтобы турист сюда поехал. Прежде всего речь о зонах комфорта, требующих современного облика – а единый внешний дизайн всего, что было построено в Баку в последнее время, сам по себе уникален. Одновременно сохранен и вписан в современные реалии Старый Город. Баку – очень приятный город для пребывания. Возвращаясь сюда, я с каждым разом все больше и больше влюбляюсь в Баку – в его традиции, культуру, гостеприимство, которому не надо учить, так как оно у людей в крови.
Интересный факт, что Америка именно здесь, в Баку проявила желание вновь начать работать во Всемирной туристской организации. Но самое главное, мне кажется, это возможность показать потенциал Баку и Азербайджана в целом для мирового туризма. Все те, кто приехал сюда на 110-ю сессию Исполнительного совета UNWTO, в восторге от того, что они видели. Это заметно, когда общаешься с участниками сессии вне рабочего времени.
- Каковы обязанности посла UNWTO?
- Все зависит от человека, насколько ему интересно что-либо делать. Для меня задача посла – это максимально использовать туризм в объединении людей, ведь мы живем в непростое, турбулентное время, мир стал очень хрупким. Туризм может стать очень серьезной частью объединительного процесса. Характерен пример с финалом Еврокубка в Баку, когда английская пресса разразилась антиазербайджанской пропагандой, пыталась пугать людей, но люди приехали и своими глазами увидели, что в Баку безопасно и бояться совершенно нечего. Понятно, что определенные силы не хотят, чтобы облик бывших советских республик менялся и не был таким, как они его любят представлять.
Кстати, та же история была и с антироссийской темой перед Чемпионатом мира по футболу и перед Олимпийскими играми в Сочи. Стереотипы мешают взаимопониманию людей, но, когда они приезжают и видят совершенно другую картинку, они больше не могут верить тем, кто их обманывал. Мне кажется, много новых видов туристической активности – познавательный туризм, детско-юношеский туризм и так далее – помогут нам выполнять эту задачу укрепления мира и продвижение идеи мира на планете. Именно это и есть одна из моих задач на сегодня. Сегодня мы встречаемся с генеральным секретарем UNWTO Зурабом Пололикашвили и будем проговаривать все вопросы нашей стратегии. Неслучайно эта организация привлекает в свои ряды послами известных спортсменов для того, чтобы они могли продвигать идею мира на Земле. Мне это интересно, и я с удовольствием принял предложение год назад. Можно иметь любые звания и ничего не делать, но у меня есть желание развивать это направление.
- Как зародилась идея проекта "Последняя игра"?
- Идея зародилась давно, когда я подумал, что было бы здорово в 50-летний юбилей сыграть в хоккей с друзьями на Северном полюсе. К сожалению, в те дни не сложилось: погода была плохая, забот по организации юбилея слишком много. Но идея осталась и возродилась, когда я познакомился с экстремальным пловцом Льюисом Хьюи. Хьюи тогда в одиночку пытался рассказать людям об экологических проблемах и, чередуя плавание на Северном и Южном полюсе, отправлял месседж всему миру, что пора задуматься о главной теме – экологии. Он приехал в Москву, чтобы убедить российское государство в необходимости ратифицировать соглашение о создании MPA (Marine Protected Area) в Антарктиде для того, чтобы защитить ее ресурсы. В России я знакомил его с людьми, которые принимают такие решения, и в итоге в очень непростое время политической турбулентности было подписано первое соглашение в этом направлении, а мы с ним подружились. В какой-то момент я ему предложил: "Слушай, Льюис, тебе одному не так просто со всей этой историей. Давай-ка попробуем сделать что-нибудь интересное и привлечь побольше известных людей", и рассказал об этой идее игры на Северном полюсе The Last Game.
Название объясняется тем, что в любой момент на Северном полюсе, на натуральном люду может стать невозможно играть – он тает катастрофически быстро, и игра может оказаться первой и последней. Кроме того, оно звучное и привлекает внимание общественности и прессы. Сейчас мы работаем над этим проектом, перенесли его на следующий год, так как в этом согласовывали экологические стандарты и время проведения акции.
За это время мы успели побывать в разных точках мира, в том числе, в Израиле, в Найроби, в Абу-Даби, с нами ездит один из лучших документалистов мира Джон Алперт, он проникся нашей идей. Алперт в свои 70 лет встает на коньки и снимает наши игры, потом ездит вместе с ребятами, с кем мы играли, по стране, и они рассказывают, как за небольшое время изменился климат в той или иной точке мира. В Финляндии мы играли с президентом, так что проект "Последняя игра" приобрел уже широкий масштаб. В дальнейшем мы планируем играть не только в хоккей, но и в другие виды спорта в тех точках мира, где проблемы с климатом ощутимы.
Интерес к проекту колоссальный, что меня радует, ведь люди прониклись тем, что на самом деле происходит на планете. Я надеюсь, что будет достаточно людей, которые понимают, что это важно. Проект поддержал и Ватикан, и наша православная церковь, и в Израиле мы получили поддержку, и в Абу-Даби. Так мы убедились в том, что в каждой религии проблема экологии – одна из главных. Сохранение экологии на Земле в том виде, в котором она была создана, - задача человека, то есть не разрушать баланс, а преумножать и сохранять его. Многие отдельные люди и организации, такие как принц Монако Альберт, МОК, Международная федерация хоккея и National Geographic, в этом проекте с самого начала с нами. И мы собираем все больше сторонников нашей команды.
- Будет ли Азербайджан вовлечен в этот проект?
- Накануне мы встречались с вице-президентом Фонда Гейдара Алиева Лейлой Алиевой, с министром молодежи и спорта Азадом Рагимовым и министром экологии и природных ресурсов Мухтаром Бабаевым, говорили о том, чтобы провести здесь один из этапов TheLast Game. Мы хотели бы в начале декабря провести матч в горах и поговорить о проблемах экологии Каспия, включив, таким образом, Азербайджан в нашу программу. Уже есть предложение использовать в качестве площадки для матча Шахдаг.
По итогам наших поездок будет показан фильм, ведутся переговоры, кто купит права на трансляцию – Netflix или HBO.
- Какие впечатления у вас остались от церемонии выпуска в воду мальков осетровых пород, в которой вы участвовали в Нефтчале накануне?
- Фантастические впечатления – когда прикасаешься к тому, как зарождается новая жизнь. Лейла Алиева очень много делает для улучшения экологии, накануне мы с ней провели практически целый день, и я узнал, что она долгое время работает над тем, чтобы донести до людей значимость экологических проблем. Меня поразило и порадовало ее отношение к животным и к природе.
Мы должны говорить о том, что из миллиона выпущенных в воду мальков выживут 10 тыс. Люди должны понимать, насколько сложно развивается жизнь и как просто ее разрушить. Без баланса любая водная стихия погибнет – а если умрут моря и океаны, умрет и жизнь на земле. Мы должны об этом думать.
Накануне мы также встречались с академиками НАНА, и еще раз получили подтверждение того, что экология Каспия – общая проблема не только прикаспийских стран, но и всей планеты, тут очень многое сконцентрировано, и заниматься этой темой должны мы все вместе.
- В России активно реализуется проект по развитию хоккея на Северном Кавказе. Каковые его перспективы?
- Этот проект я в свое время предложил своим коллегам-депутатам, выходцам из спорта, в основном, из единоборств, как Бувайсар Сайтиев, и они с радостью поддержали идею, так как понимают, что очень важно диверсифицировать спорт. Хоккей на Кавказе – некая экзотика, но там уже появилось несколько катков, в том числе в Чечне, была недавно открыта академия моего имени. Мы обратились в Министерство спорта, Минкавказа за поддержкой и услышали множество положительных откликов. Хабиб Нурмагомедов написал в Instagram, что поддерживает, но спросил "Вячеслав Александрович, а где нам играть?". Поэтому надо строить инфраструктуру, чтобы проект двигался.
Здесь, в Азербайджане, мы тоже накануне много говорили о развитии хоккея. Ребята, с кем я говорил, все физически развитые и понимают игру, а это о многом говорит. Хоккей – это же постоянное единоборство на льду. Мне кажется, хоккей в Азербайджане будет очень популярным, если создать соответствующую инфраструктуру.
- Как вы считаете, заниматься хоккеем можно в любом возрасте?
- Президента Владимира Владимировича Путина впервые поставили в 58 лет, до этого он ни разу не играл в хоккей, а сейчас играет с интересом. Это настолько интересная игра, что я получаю удовольствие от каждого момента. С детьми же нужно только выбрать правильную методику, чтобы они быстро полюбили и приняли игру. В Домодедово есть академия моего имени, целая фабрика по созданию новых методик, где мы изучаем и мировые тенденции, и все хорошее, что было в нашем хоккее. У меня там занимается 600 детишек – прежде в Домодедово не было хоккея, а теперь дети приходят и не хотят уходить. Очень важный фактор – 150 детей из многодетных семей занимаются бесплатно, и форму мы даем тоже бесплатно. Так мы стараемся давать пример, чтобы не дискриминировать детей по социальному признаку.