Александр Караваев: "Антироссийские санкции спровоцировали всплеск интереса к проекту ”Север-Юг”"
Читать на сайте Вестник КавказаЭкономист, автор доклада "Транспортный коридор "Север – Юг": реалии транзита и перспективы трансрегиональной интеграции" Александр Караваев рассказал в интервью ”Вестнику Кавказа” о причинах роста заинтересованности компаний в реализации проекта МТК "Север-Юг".
- Александр Валерьевич, по вашей оценке, чем вызван всплеск интереса к транспортному коридору ”Север-Юг”?
- Можно сказать, что этот кейс находился в запасниках до того момента, как совпало множество условий. Прежде всего, речь об интересе России к новым рынкам на юге и юго-востоке континента с одновременным желанием продолжить новую торгово-экономическую линию взаимодействия. Международный транспортный коридор, собственно говоря, и является торгово-экономической линией взаимодействия, привязанной к магистральной инфраструктуре. Когда этот интерес проснулся на рубеже 2000-х и 2010-х годов, проект РЖД и Минтрансов РФ, Ирана и Индии был актуализирован.
- Почему в таком случае реализация проекта заняла столько времени?
- Непосредственно в тот момент была проблема, связанная с блокировкой долларовых платежей в Иран, как раз время максимальных санкций против Ирана, но даже несмотря на это страны стали разворачивать идеи, как достроить необходимые коммуникации. Уже к 2015 году стало очевидно, что Россия должна на глобальном уровне строить альтернативу той группе стран, что вводит антироссийские санкции, и тогда этот проект был представлен президенту. Понятно, что две из пяти стран проекта "Север-Юг" находятся под санкциями, и тем не менее все понимают очевидность того, что, прикладывая необходимые усилия - инвестиционные, административные, тарифные, - мы получим результат, который будет нарастать со временем. Любая инфраструктура, которая закладывается страной, встает на ноги не через 5-10 лет, а примерно через 30, как это было с БАМом и Транссибом.
- Таким образом, эффект от "Север-Юга" будет заметен спустя десятилетия?
- Когда будет полностью проложена магистраль, сделаны соединительные участки, отлажены трансвидовые переводы с автотранспорта на железную дорогу, построены логистические центры - это, как я полагаю, перспектива 10 лет, до 2030 года - мы получим достаточно полноценный проект, который будет поддерживаться всеми участниками вне зависимости от политических предпочтений. Как трубопроводы, проложенные при Брежневе и Андропове в страны Западной Европы, до сих пор приносят пользу и поддерживаются основными участниками и только расширяются. Создавая пути транспортировки товаров (а железная дорога, автомагистраль и трубопровод - это все каналы доставки товаров), мы работаем на десятилетия вперед.
- Проект одинаково выгоден всем участникам?
- Он выгоден в той мере, в какой развиты экономики этих стран. Причем надо отметить, что даже отдельные регионы стран, не вовлеченные в экономическую деятельность по данному маршруту, будут получать рано или поздно преимущества от его существования. Если же мы говорим о странах в целом, то, безусловно, все страны будут получать от "Север-Юга" доходы.