Концерт Теодора Курентзиса в концертном зале "Зарядье"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Концерт Теодора Курентзиса состоялся 31 мая в Москве в концертном зале парка "Зарядье". По случаю закрытия Международного Дягилевского фестиваля Mahler Chamber Orchestra, солисты и хор MusicAeterna исполнили произведения Иоганнеса Брамса и модернистскую пьесу Мортона Фелдмана "Мадам Пресс умерла на прошлой неделе в возрасте 90 лет".

Музыканты Mahler Chamber Orchestra и MusicAeterna поделились с Zond News своими впечатлениями о фестивале, а также о работе с прославленным дирижером.

Оценивая организацию работы фестиваля, главный хормейстер MusicAeterna Виталий Полонский отметил, что на сегодняшний день фестиваль является одним из флагманов российского и мирового фестивального движения. "Это такое сосредоточие творческих сил, где встречаются музыканты совершенно разного формата: от исполнителей тяжелого рока или индустриальной музыки, до академических и классических музыкантов", - сказал он, добавив, что подобный жанровый симбиоз вызывает неизменный интерес публики.

Говоря о творческом методе Курентзиса, он указал на способность дирижера, возвращаясь к исходному музыкальному материалу, открывать в нем новую актуальность. "Благодаря авторскому взгляду Теодора, музыка, которая была написана достаточно давно, звучит очень современно. И это происходит не потому, что мы придумываем какие-то определенные ходы и ищем модернистские исполнительские приемы. Мы просто пытаемся найти ее исходные смыслы", - сказал Полонский.

В свою очередь, первая скрипка Mahler Chamber Orchestra Анна Матц отметила уникальный стиль взаимодействия дирижера и хора. "Он уделяет много внимания мягкому звучанию и динамическим крайностям", - обратила внимание она, пояснив, что подобный диапазон позволяет играть в любом зале.

На концерте был исполнен "Немецкий реквием" - самое продолжительное произведение Брамса. Он написан для хора, солистов и оркестра и состоит из семи частей. Композитор самостоятельно составил текст реквиема. "Немецкий реквием" считается главным произведением Брамса.

Говоря о своем подходе к "Немецкому реквиему", Матц отметила, что произведение выстроено на напряженном взаимодействии музыкального и стихотворного материала. "Характер музыки рождается в сопряжении с текстом. Конечно, как и всякий реквием, "Немецкий реквием" - о смерти, но также и о мире. Это прекрасное, очень спокойное и даже безмятежное произведение, не похожее на слишком "оперный" реквием Верди", - поведала она, напомнив, что в 2007 году Курентзис исполнил реквием Верди, изменив привычные трактовку и состав инструментов.

В свою очередь, Виталий Полонский подчеркнул, что любой артист, исполняющий классические произведения, подобные "Немецкому реквиему" Брамса, представляет личное прочтение. "Говорить о конкретных трактовках, мне кажется, бессмысленно, потому что вербализовать музыку вообще очень сложно. Пусть этим занимаются музыковеды", - добавил хормейстер.

Певец Димитрис Тилиакос обратил внимание на то, что текст "Немецкого реквиема" нетрадиционен для католической церкви. "Это отрывки из Псалмов Давида, в которых говорится о той боли, какую человек испытывает при потери другого. О людях, которые, оплакивая смерть, должны сохранить тепло любви внутри себя. Это - главная тема "Немецкого реквиема". Его послание - позитивно и открыто по отношению к людям. В самой первой арии баритон поет: "Господь! Научи меня, что моя жизнь имеет конец, что я не бессмертен. Так научи меня, как жить, как любить, как достичь смысла жизни".

Также Тилиакос отметил, что для него, как для исполнителя, крайне важно обращаться к работе над произведениями подобной глубины. "Певцу необходимо учиться тому, чтобы идти глубже, не останавливаясь на уровне выражения чувств. И такие произведения мне очень в этом помогают", - заключил баритон.

Теодор Курентзис - художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, художественный руководитель Международного Дягилевского фестиваля, основатель и художественный руководитель оркестра MusicAeterna и камерного хора MusicAeterna.